Сказание о пророке Нухе (Ное)

1 Апрель 2014
Сказание о пророке Нухе (Ное)

Был у пророка Идриса (мир ему) внук по имени Ламак (Ламех), и когда у него родился сын, он назвал его ‘Абду-ль-Гаффаром. ‘Абду-ль-Гаффар так много плакал и поклонялся Аллаху, что стал известен под именем Нух (Плачущий).

Однажды он увидел четырехглазую собаку и подумал: «Какая некрасивая собака!» Тогда Аллах дал животному способность говорить, и оно сказало ‘Абду-ль-Гаффару: «О ‘Абду-ль-Гаффар, кого ты винишь?! Если бы у меня была возможность выбрать, кем родиться, я не выбрала бы родиться собакой. А если винишь моего Создателя, то не является ли Он чистым от всех недостатков?» Устыдившись перед собакой, опечалившись из-за своего поступка и боясь Аллаха, Нух (мир ему) стал плакать, и слезы его не останавливались ни днем, ни ночью. Вся его жизнь прошла в покаянии.

Посмотрите же на себя те, кому следует беспрерывно каяться, — как нам безразличны наши грехи! Мы не можем видеть даже самые тяжкие из них из-за ржавчины, закрывающей басират [1] нашего сердца. Поскольку пророки (мир им) являются убереженными от грехов, вы не думайте, что они совершают проступки на самом деле, это только видимость, чтобы их мудрость послужила нам примером. Не позволяйте себе плохо подумать о них!

На пятисотом году жизни пришел к Нуху (мир ему) Джабраил (мир ему) с повелением Аллаха и направил его посланником к заблудшим из своего народа и потомкам заблудшего Кабила, чтобы призвать их к вере в одного Аллаха.

Джабраил (мир ему) подготовил его, облачив в «одеяние усердия» и в «чалму помощи» и дав «меч решимости», и отправил его к царю по имени Дармашил, известному среди людей упрямому безбожнику. В книге «Бада’и‘ аз-зухур» рассказывается, что Дармашил был первым человеком, который стал производить и пить вино, играть в азартные игры, носить одежду, расшитую золотом.

Забыв о Создателе и поклоняясь идолам, его народ творил порочные деяния, от которых стонала земля. Они оставили законное бракосочетание и жили как животные. Они водрузили своих многочисленных идолов на украшенные золотом и серебром троны, приставили к ним охрану и установили особый день для всеобщего посещения. Стали традицией жертвоприношения и пиршества.

Выбрав один из праздничных дней, Нух (мир ему) взошел на высокий холм и попросил Аллаха помочь ему посредством нура Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Затем он во всеуслышание обратился к народу и сказал, что он посланник Аллаха и что нельзя поклоняться никому, кроме Творца всех миров, который один только достоин почитания. Его голос был слышен и на Востоке, и на Западе, и все, кто пришел на пиршество, упали, лишившись сил. Идолы рухнули со своих тронов, и люди растерялись от необъяснимого страха, но во всей толпе только одна счастливая женщина по имени Имрат приняла истинную веру. Так как это было предопределено Всевышним, Нух (мир ему) женился на ней, и она родила ему шестерых детей — троих сыновей и трех дочерей. Сыновей звали Сам, Хам и Йафис, а дочерей — Бухайвират, Сарат и Хасват. Он женился также на дочери Аджвида — Вал‘аб, принявшей Ислам, которая родила ему еще двоих сыновей — Балуса и Кан‘ана. Но в последующем несчастная Вал‘аб сошла с истинного пути. Ее сердце не ощутило сладости единобожия, и она опять стала поклоняться идолам.

Количество принявших Ислам мужчин и женщин достигло семидесяти. Нух (мир ему) призывал Дармашила и его народ к единобожию около трехсот лет. Когда заблудший Дармашил погиб, царем стал его сын, и был он мал‘уном хуже своего отца. После его кончины царство перешло к Таградусу, который был самым заблудшим в своем роду.

Более пятисот лет призывал Нух (мир ему) к единобожию неправедных, но в племенах потомков Кабила не нашлось тех, кто пожелал принять Ислам. За призыв к истинной вере Нуху (мир ему) пришлось испытать множество мук, иногда его избивали до того, что, считая мертвым, выбрасывали на мусорную свалку. Но несмотря ни на что он не переставал призывать к истинной вере, и какие бы муки ни переносил, никогда не просил в молитве плохого для них, только хорошее. Из-за обладания такой силой терпения он был причислен к «улу-ль-‘азм» [2].

Когда Всевышний сказал Нуху, что в дальнейшем не уверует никто из его народа и их потомков, пророк Нух (мир ему) потерял всякую надежду и попросил Всевышнего не оставить на земле ни одного неверного, иначе они собьют с истинного пути всех Его рабов. Так Нух (мир ему) сделал потомкам Кабила плохое ду‘а (попросил наказания для них в мольбе). Когда он произносил эту мольбу, небеса задрожали. Всевышний тут же принял его мольбу и повелел сажать деревья на земле Куфы.

Через сорок лет на этом месте вырос лес. К тому времени появились признаки приближения всемирного потопа. Нух (мир ему) нанял великана ‘Уджа носить бревна за еду с условием кормить досыта. Когда великану принесли три лепешки, он усмехнулся:

это ли еда для него! Ему сказали, чтобы он начал есть, произнеся «бисмиллах», тогда он насытился половиной лепешки и не стал доедать остальное.

По указанию Всевышнего и по подсказке Джабраила (мир ему) Нух (мир ему) с детьми начали строить корабль, и его соплеменники каждый день насмехались над тем, что он строит корабль там, где нет воды.

Корабль строили сорок лет, размером он был шестьсот локтей в ширину и тысячу в длину, и едва он был построен, как с соизволения Всевышнего заговорил человеческим голосом. Начав со слов нафй ва-исбат [3], он сказал, что спасется только тот, кто сядет на него, и погибнет тот, кто на него не взойдет. Тогда Нух (мир ему) обратился к народу и попросил хотя бы теперь принять истинную веру. Но никто и слушать его не захотел и не принял наставление корабля, полагая, что это колдовство.

Тогда Всевышний разгневался и повелел Нуху (мир ему) приготовить все необходимое на шесть месяцев. Пророк немедля повиновался. Он попросил Всевышнего разрешить ему совершить хадж и, получив разрешение, отправился к Заповедной земле [4]. Совершив семь тавафов, Нух (мир ему) попросил Аллаха наказать умму грешников.

Когда пророк отправился в Мекку, безбожники решили сжечь корабль, но Всевышний поднял его в небо, держа его в воздухе как на воде, на виду у всех.

И вот в назначенный час все живое: насекомые, звери, птицы — все парами поднялись на корабль. Нух (мир ему), подчиняясь повелению Всевышнего, взял с собой восемьдесят мужчин и женщин, уверовавших к тому времени, а также тела Адама и Хавы (мир им), табут со священными писаниями, посох Адама (мир ему) и Хадҗар аль-Асвад (Черный камень). Рассказывают, что последним на корабль взбирался осел, но шайтан, вцепившись в его хвост, удерживал животное. Тут Нух (мир ему), думая, что осел упирается по своей воле, а не из-за уловок грязного иблиса, поругал его, сказав: «Почему не заходишь, мал‘ун!» Уцепившись за хвост осла, поднялся и иблис. Когда Нух (мир ему) со злостью стал отчитывать иблиса за то, что тот без разрешения поднялся на корабль, иблис возразил: «Не ты ли разрешил мне подняться, произнеся «Заходи, мал‘ун!»» – и добавив, что в мире, кроме него, нет другого абсолютного мал‘уна, отказался выйти.

Из топки печи стала извергаться вода, что было признаком начала потопа. Шли дожди, хотя не было туч. Вода, бурля, выходила из-под земли, и земля стала словно кипящий котел. Нуху (мир ему) было передано через откровение (вахй), что потоп начнется с извержения воды из топки печи, и как только он увидит это, он должен спешно садиться на корабль. Повинуясь Аллаху, пророк Нух (мир ему) со своими близкими сел на корабль, но его сын Кан‘ан, несмотря на зов отца, отказался последовать за ним и погубил себя. Погибли все, кроме тех, кто сел на корабль. Из-за гнева Всевышнего на потомков Кабила было уничтожено все живое на земле. Кааба, построенная ангелами во времена Адама (мир ему), была поднята на небеса и названа «Аль-Байт аль-ма‘мур аль-‘атик» (досл.: обжитой освобожденный дом). Говорят, что она находится на четвертом небе.

Корабль, произнеся «бисмиллах», в сопровождении девяноста тысяч ангелов начал свое движение. Вначале он сделал семь кругов над тем местом, где стояла Кааба. Затем совершил зийарат над местом Байт аль-Мукаддас (Иерусалим). После этого он отправился в плавание по всей земле. Ни на западе, ни на востоке не осталось места, где бы он не побывал. Корабль сообщал Нуху (мир ему) названия всех мест, над которыми он проплывал.

Подобно полной луне, которая движется по небесному своду, он плыл по морю среди волн в течение шести месяцев. Затем Всевышний Аллах прекратил наказание, и стали облегчаться беды потопа. Из-под воды начали появляться горные вершины.

Корабль пристал к горе Джуди. Это был десятый день месяца мухаррам, его называют днем ‘Ашура.

В этот день Нух (мир ему) постился в знак благодарности Аллаху за дарованные ему блага. По велению Нуха (мир ему) постились и все, кто находился на корабле, даже животные, птицы и насекомые, – говорят, что в этот день постилось все живое.

В этот день Нух (мир ему) взял оставшиеся зерна различных растений и сварил их в одном котле, и все, собравшись вместе, съели то, что он приготовил. Этот обряд стал сунной пророка Нуха (мир ему) — варить в одном котле разные зерна в десятый день месяца мухаррам. И в наше время нехорошо забывать эту сунну, ибо похвально соблюдать то, что пришло от праведных.

Тот, кто постится ради Аллаха в этот день, получает вознаграждение как за тысячекратное совершение хаджа и умры [5], как освободивший тысячу рабов, как тысячи шахидов. Кто может, пусть в этот день прочитает тысячу раз «Кульху» (суру «Ихлас»), и Аллах  посмотрит на него с милостью. Кто в этот день дает одежду сиротам и жалеет их, того обрадуют украшениями в Раю. Соответственно, следует иметь чистые намерения ради Аллаха, а если намерения дурные, то все добрые дела исчезают как пыль. Тайно отданная Садака [6] надежно защищена от показухи и славы, поэтому старайтесь усердно.

Первый день мухаррама — это первый день нового года, в этот день желательно поститься, также похвально начинать новый год со служения Аллаху. Еще есть особое ду‘а [7], по прочтении которого Аллах отправляет двух ангелов охранять того, кто прочел это ду‘а, от невзгод. Старайтесь прочитать его, спросив у ‘алимов. Не забудьте произнести семьдесят раз слова, которые рекомендовано произносить в день ‘Ашура. Если после этого читать семь раз ду‘а, то в этом году вас не постигнет смерть. Все, что я рассказал, — это не маловажное и не ложь, которая сбивает с истинного пути. Я не сам это придумал и не из воздуха взял, а из книг, которыми можно руководствоваться.

Теперь вернемся снова к рассказу о потопе и полистаем страницы, из которых узнаем об остальном. Земля впитала воду и стала такой же прекрасной, как и прежде. По велению Аллаха все живое было выпущено с корабля на землю. Солнце, Луна, звезды, дни и ночи — все стало на свои места.

После сошествия с корабля было основано селение под названием Карйат саманина (Село восьмидесяти), а затем пролился дождь милости, и на Земле заново началась жизнь.

Через некоторое время умерли все жители этого села, кроме Нуха (мир ему), его детей и жен. Тогда пророк отделил троим сыновьям три части земли. Старший сын Сам остался в западной части, к ней еще добавили Хиджаз, Йемен, Ирак, Шам и другие области. На лице Сама был нур пророчества, и он очень уважал отца. Нух (мир ему) всегда был доволен им и просил для него у Аллаха все хорошее.

Просьба Нуха (мир ему) была выполнена, из наследников Сама вышли пророки. Его потомками являются румы [8], персы, арабы.

Тот, кто будет слушать отца, обретет такое же счастье.

Был у Нуха (мир ему) и другой сын, Хам. Он был непочтительным и не отзывался на зов отца. Ему досталась южная часть земли. Чернокожие являются его потомками. Это оттого, что отец просил Аллаха, чтобы потомки Хама стали чернокожими, униженными рабами. У Хама был сын Мисрайимин. Услышав зов Нуха (мир ему), он пришел к нему: «Вот я, дедушка, пришел к тебе». Нух (мир ему) с радостью сделал ему ду‘а: «Да будет твое потомство благословенно, и да найдут они свое пропитание в плодородных землях с обильной водой и благоприятным климатом». В ответ на просьбу дедушки Аллах дал Мисрайимину Египет, чье название «Миср» произошло от его имени. Его потомками стали копты.

Нух (мир ему) позвал третьего сына, Йафиса, который тоже не отозвался. Тогда Нух (мир ему) попросил Аллаха, чтобы Он сделал потомков Йафиса худшими из людей. Ответив на это, Всевышний сотворил из потомков Йафиса племена Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог).

Счастлив тот, кто поймет, какими будут последствия для тех, кто не слушает родителей.

Эту историю всемирного потопа я описал коротко, так как в сказаниях об этом много разночтений, и я остановился на таком кратком объяснении.

Нух (мир ему) умер, когда ему было девятьсот пятьдесят лет. Он был одним из долгожителей среди пророков. Когда к нему пришел ангел смерти Азраил (мир ему), Нух (мир ему) спросил его, засомневавшись: «Кто ты?» И когда тот ответил, что он — ангел смерти и пришел забрать его душу, Нуху (мир ему) стало немного не по себе. Тогда Азраил спросил: «Что, Нух, не насытился ли ты этим миром?»

Нух (мир ему) ответил: «Я нашел этот мир с двумя воротами: заходят в него через одни ворота, а выходят – через другие». Азраил (мир ему) дал Нуху райский напиток, чтобы было легче умереть. После этого душа пророка (мир ему) вышла из тела так легко, словно волос из масла. Дети омыли его, завернули в саван, совершили над отцом намаз-дҗаназа [9] и достойно похоронили.

Говорят, что на месте погребения Нуха (мир ему) открылся источник чистой ключевой воды.

[1] Басират — духовный взор, видение истины, прозорливость.

[2] Улу-ль-‘азм (букв. обладатели решимости) — великие пророки.

[3] Нафй ва-исбат (букв. отрицание и утверждение) — слова «Нет божества, кроме

Аллаха».

[4] Местность вокруг Каабы.

[5] Умра — малое паломничество в Мекку.

[6] Садака — пожертвование, милостыня ради Всевышнего Аллаха.

[7] Ду‘а — молитва-мольба, обращенная к Всевышнему Аллаху.

[8] Румы — европейцы и обитатели Малой Азии.

[9] Намаз-джаназа — мусульманская погребальная молитва.

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков. Том 1».

Рисунок Юнуса Гитихмаева

RSS   НАПИСАТЬ