Ахбердил Мухаммад – преемник Имама Шамиля

9 Апрель 2014 3449

Государство Имамат, возникшее в первой половине 19 века на Северо-Восточном Кавказе, прежде всего благодаря деятельности имамов Гази Мухаммада, Гамзат-бека, и особенно  Шамиля и его сподвижников, оставило глубокий след в истории Кавказкой цивилизации. В защите религии и родного отечества рядом с великим имамом находились достойные личности, которым он доверял и возлагал надежды.

 «Нет другого храбреца как Ахбердил Мухаммад, и острее сабли, чем его   сабля»

Имам Шамиль.

Ахбердил Мухаммад из Хунзаха. Один из самых верных и приближённых наибов Имама Шамиля.

Родился в селении Хунзах в 1803 году в семье узденя Ахберди. Его дед Газиясул Мухаммад был видным военачальником в Аварском Нуцальстве. В детстве получил прекрасное образование, к десяти годам знал Коран наизусть, владел арабским, чеченским и кумыкскими языками. Активную деятельность   начал ещё в период первого имама Дагестана Газимухаммада, с которым познакомился во время учёбы в Гимрах. Участник битвы на Ахульго. С 1840 года выполнял функции мудира в Малой Чечне и вместе с тем считался первым заместителем Имама Шамиля. Награждён несколькими высшими наградами. Помимо храбрости и военного таланта, был умён и умел располагать к себе. Благодаря своей умелой  дипломатии  во  вверенных ему территориях смог объединить разрозненное население  и образовать основу государственности Имамат. Был официально объявлен преемником Имама Шамиля.

Даже из такой краткой биографической справки становится понятно, почему же Ахбердил Мухаммада считали особо близким другом имама Шамиля, человеком, с которым советовался великий Имам и, наконец, тем, кто был объявлен его преемником. Давайте, теперь более подробно вспомним о некоторых ярких эпизодах из жизни этого наиба.

Детство и юность

Предки Ахбердил Мухаммада были видными военными, его дед Газиясул Мухаммад был известным военачальником Хунзахского войска, поэтому культ чести и доблести в воспитании был первостепенным в их семьях. С  раннего  детства  Мухаммад отличался отвагой и храбростью, среди сверстников выделялся старанием и упорством, был одарённым мальчиком, поэтому получил хорошее образование. Обучался в Хунзахе, Аракани, Гимрах, Чиркее, в Чиркате, также учился у Лачинилава из Хариколо и Саида Араканского и был мюридом Мухаммада Ярагского. Некоторое время работал имамом в Батлухе. Будучи имамом в Батлухе,  с 18- летним Мухаммадом произошёл интересный случай, повествующий о его богобоязненности.  Молодежь   батлухцев   захотела проверить его на стойкость  и решила  подослать к нему девушку. Не найдя более подходящей, один из ребят решил, рассказав суть розыгрыша, отправить к имаму  свою сестру.  После ночного намаза она зашла к Ахбердил Мухаммаду с тарелкой чуду.  Молодой имам был занят чтением книг, она же, положив тарелку, не спешила уходить и начала смущать его разговорами на «разные» темы. Не говоря ни слова, Ахбердилав поднёс палец к свече и продолжал держать над огнём, пока в комнате не запахло жареным. От ужаса девушка начала кричать и спросила имама, что он делает. На что он ответил: «Я не тот человек, который может вынести жар этого огня, а как ты думала, как я смогу вынести жар адского огня?» Испуганная девушка выбежала из комнаты и рассказала о словах Мухаммада ребятам, которые наблюдали за происходящим через окно.

В юности Ахбердилав тесно общался и дружил с другими   учёными из родного села Хириясул Алибеком, Алимчул Хусейном  и Хаджиясул Мухаммадом, которые с первых дней поддержали первого имама Газимухаммада, кому в  дальнейшем последовал и сам Ахбердилав, будучи довольно молодым человеком в возрасте около  25 лет. Он был верным мюридом как для Газимухаммада, так и для второго имама Гамзатбека. Но полностью личность Ахбердил Мухаммада проявилась  с началом  деятельности имама Шамиля, тогда его можно было видеть  на самых тяжелых участках газавата.

Летом 1837 года его отряды воевали против генерала Фези, освобождали захваченную Ашильту, оказывали помощь с тыла осаждённым Имаму Шамилю и Кебед Мухаммаду из Телетля. Наряду с военными действиями он участвует и во всех государственных делах и, как видно, пользовался огромным  доверием у  Имама. К примеру, осеню 1837 года состоялась встреча имама Шамиля с генералом Клюге фон Клюгенау. На этих переговорах рядом с Имамом присутствует и Ахбердилав.  Царское  командование   предлагало Имаму Шамилю стать духовным лидером Дагестана и Чечни под патронажем императора.  Если вспомнить события той осени, мы знаем, что с визитом на Кавказ император Николай I приезжал в Тифлис. Подвох был в том, чтобы   под этим предлогом    привести  Имама с повинной к присяге государю в Тифлис. И после трёхчасового разговора, когда генерал Клюгенау протянул руку Имаму Шамилю, Ахбердилав встал между ними и воспрепятствовал этому, сказав, что предводитель правоверных не будет пожимать руку колонизаторам.

В последующем эта историческая   встреча  была отражена на холсте известным русским художником  Гагариным.

Но она не дала результатов, и царское командование решило во чтобы то ни стало покончить с Имамом Шамилем. И после тяжёлого сражения при Аргвани Имам начал  укреплять  Ахульго. В начале июня генерал Граббе подошёл к садам с. Ашильты   с многотысячным отрядом солдат и 22 орудиями, вместе с ним было около 4500 дагестанцев, воевавших на стороне царских сил. Имам Шамиль понимал, что долго обороняться будет тяжело без внешней поддержки, организовать которую  было поручено Ахбердил Мухамаду и Сурхаю из Коло.  19 июня вместе с  Галбацдибиром  из Караты  отряд  численностью около 1500 человек  появился на Ашильтинских высотах.  19 и 22 июня Ахбердилав  делал  неоднократные попытки прорвать блокаду, но против войск, числом многократно превышавших  мюридов, атаки оказывались безуспешными и  были отбиты, после чего сам Ахбердилав с небольшой группой пробрался на Ахульго к Имаму.

И после героической смерти Хириясул Алибека и Сурхая из Коло третьим, кому была поручена защита Ахульго, стал Ахбердил Мухаммад.

Известен ещё один интересный факт: при отходе из Ахульго они наткнулись на роту солдат, когда, защищая Имама, пал смертью мученика наиб Султан-бек из Дылыма. Тогда Ахбердил Мухаммад рассказал Имаму, что видел сон, в котором Ахульго было затоплено, а он с Имамом и с небольшой группой спаслись, что означало их спасение. И здесь в очередной раз видим, насколько Ахбердилав  был близок  Имаму и как Имам беспокоился о нём. Когда Исагаджи из Чиркея подоспел с едой к вырвавшимся с Ахульго Шамилю и его сподвижникам, Имам в первую очередь приказывает перевезти на коне истекающего кровью израненного Мухаммада.

В Чечне

Прибыв в Чечню, Имам разделил местность на четыре наибства и назначил там наибов. В самом большом по территории и численности населения – в Малой Чечне был назначен Ахбердил Мухаммад. Как писал Хайдарбек Геничутлинский, «Шамль назначил своим наместником в одной из областей аварца (аль-авари), являющегося для тех мест мухаджиром – Мухаммада сына Ахберди-набожного учёного, активного борца за веру, помощника делу религии, сокрушителя неверных и мунапиков, опору Имама, верного слугу Ислама».

Генерал Гагарин  писал: «В Малой Чечне дал он (Шамиль) в наибы Ахверды-Магому, набегами своими страшного всему Тереку, но доброго и благородного человека. Во всех важных случаях этот храбрый воин был правой рукой Шамиля».  

За короткий срок вместе с наибами Шуайбом, Джаватханом, Гаджи-Мухаммадом, Сухайбом, Оздемиром, Маашом и Ташав Хаджи с начала 1840 развернул большую работу по мобилизации и объединению народа на борьбу. Ахбердил Мухаммад  действовал решительно и быстро, опережая царские войска, стремившиеся задавить чеченские сёла. Надо было до начала лета, когда боевые действия разворачивались в полную силу, успеть организовать людей. Вместе с чеченскими соратниками ему удаётся всего лишь за 3-4 месяца   мобилизовать   на сторону Имама ауховцев,  качкалыковцев, ингушей и почти всех равнинных чеченцев. Во вверенных ему территориях он сумел одним из первых организовать государственное устройство и проявил себя как грамотный администратор. Известны примеры того, как он жёстко боролся с коррупцией и преступностью, по мере возможности снижал налоги и добивался снижения цен на товары в своем наибстве, что было даже отмечено генарал-майором Ольшевским в рапорте генералу Граббе в 1842 году.

Ахбердил Мухаммад  приобрёл  авторитет  и среди чеченцев тоже, его уважали, помимо отваги и военного таланта, за   глубокие религиозные знания и  за то, что он очень любил читать жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и всегда старался уподоблять  своё поведение и нрав Пророку (мир ему и благословение). Поэтому  черты его характера были очень мягкими, он быстро находил общий язык с людьми, с  которыми  общался. Также известно, что он был хорошим оратором.  Говорили, что и по прошествии долгого времени после войны можно было видеть дерево в Малой Чечне, на него он поднимался и читал проповедь перед газаватом, в которой  никогда  не уставал повторять:

«Бойтесь Аллаха. Не убивайте стариков, не унижайте женщин и детей, не издевайтесь над пленными и убитыми и не убивайте раненых.  Кто не милосерден, к тому и Аллах не милосерден».

К апрелю мобильные отряды уже действовали, сдерживая царские силы, шедшие из Назрани и Владикавказа. В этих боевых походах следует отметить известную битву состоявшуюся у реки  Валерик 11 июля 1840 года  под командованием Ахбердил Мухаммада. Тогда горцам, в числе которых были такие храбрые наибы как Джаватхан, Думбай, Шуайб Мулла и Ташав –хаджи, удалось остановить дальнейшее продвижение войск в глубь Чечни. Отмечая храбрость горцев, генерал Голофеев писал в донесении генералу Граббе:

«Должно отдать справедливость чеченцам; они предприняли всё, чтоб сделать успех наш сомнительным. Выбор места, которое они укрепляли завалами в продолжение 3 суток, неслыханный; неслыханный дотоле сбор в Чечне, в котором были мичиковцы – жители Большой и Малой Чечни; удивительное хладнокровие, с которым они подпустили нас к лесу на самый верный выстрел».

В этой битве участвовал и известный русский поэт М.Ю. Лермонтов при чине поручика. В последующем он отразил это событие в своём стихотворении «Валерик»,  а также на двух полотнах.

Наиб-гуманист

Кстати говоря, после этой битвы наиб прекратил  страшный  обычай войны издеваться над телами убитых.

 Когда после битвы кто-то из горцев хотел отрубить голову одному из оставшихся на  поле  боя   десятков   мёртвых тел царских солдат и казаков, Ахбердил Мухаммад строго запретил трогать тела.  Более того, он сказал: "Это человек, который является творением Всевышнего, также как и я, может быть, Всевышний для него другой, но Он для нас всех один".

Далее наиб приказал выкрасть из лагеря противника священника, чтоб похоронить всех убитых по христианскому обычаю, а затем, дав ему золотой или серебряный рубль, отправил назад. Когда священник рассказал командованию о случившемся, царским офицерам стало не по себе от того, что инициатива запретить этот обычай исходит не от них,  цивилизованных  дворян,  а от так называемых «диких» горцев.  После  чего  и Галафеев запретил подчинённым  отрубать головы убитым. Такие   моменты   являются   прекрасной  иллюстрацией того, что Имам Шамиль и его наибы не воевали с каким-либо народом, а лишь защищали религию и родной край от жестокой политики царизма.

Такое отношение к людям, несмотря на их национальность и веру, в государстве Имама Шамиля не было единственным.

Из записок князя Илико Орбелиани,  попавшего в плен к горцам при взятии Кумуха в 1842 году стало известно… как наиб подошёл к пленным, пригласил их сесть и объявил, что Имам Шамиль не затевает ничего дурного, а хочет  выкупить за них находящегося  у русских в плену со времени Ахульго сына Джамалуддина.  Выразив искреннее сочувствие пленным, Ахбердил Мухаммад пожелал им не терять твёрдости духа и терпения и на прощание подарил каждому по серебряному рублю.

В народе помнят ещё и русского офицера Игоря Герасименко, пойманного в числе наёмных убийц, подосланных к наибу. Когда он  добровольно признался в  затеянном злодеянии,  Ахбердилав отпустил его, но тот сказал, что ему уже нет обратной дороги, после чего  офицер  остался среди других русских, перешедших на сторону имама. Герасименко обучал солдат грамоте и построил в Гехи маленькую часовню, впоследствии    одному из своих сыновей дал имя Ахбердилав.

Период Кавказской войны полон не только   описанием   битв  и сражений, но и  красивыми историями о благородстве горцев, которые, к сожалению, мы плохо знаем.  Одна из таких историй случилась с Ахбердил Мухаммадом и его близким другом наибом Шатоя, храбрецом Батуко. Однажды Ахбердил Мухаммад увидел одну красавицу-чеченку и начал расспрашивать о ней своего друга.  Батуко отправил людей к родителям девушки и вскоре засватал за своего друга. Увозя невесту домой, Ахбердилав увидел слезы на её глазах. Он спросил, почему она так горюет, но девушка молчала. Тогда настойчивый Ахбердилав   мизинцем   вытер слезу, катившуюся по её щеке и   получил неожиданное признание. Оказалось, что она была засватана за его друга Батуко. Поражённый благородством друга, Ахбердилав отрубил саблей палец, которым дотронулся до неё, и отправил девушку обратно к родителям.

Этот случай показывающий истинное благородство и честь горцев писал и Расул Гамзатов в своем произведении «Четырехпалая рука»

Поход на Моздок

В яркой жизни этого наиба можно найти много удивительных историй храбрости и смелости. Одна из них – поход на Моздок.  11 октября на рассвете Ахбердилав подошёл к крепости Моздок, рассчитывая захватить городок внезапным штурмом,  но  рассеявшийся туман помешал – их заметили на сторожевых башнях крепости. Горцы бросились на штурм, но шквал огня гарнизонных пушек заставил их, разрушив вражеские станицы, прилежавшие к городу, отступить в горы.  Из этого похода отважный наиб привёз дочь армянского купца Анну Улуханову. Сестру и мать Анны Ахбердилав вернул за большой выкуп, а Анну привез в Дарго. Впоследствии Анна захотела остаться с Имамом Шамилем, приняла Ислам и имя Шуанат,  оставалась верной супругой  ему до конца своих дней. Таких походов было много на северо-западный Кавказ,  в Кизляр, на защиту Салатавии  и т.д, и во всех битвах Ахбердилав был впереди.

Знаменитый наиб Хаджимурад,  известный  своей отвагой  и горячностью, тоже всегда старался быть впереди и всегда усердствовал в бою.  Однажды  он поднял до  рассвета войско и повёл в атаку, но увидел, что Ахбердилав уже воюет. Наблюдая за ходом  боя  под Кумухом,  они оба  находились в командном пункте, как вдруг ядро вражеской пушки разорвалось недалеко от них. Хаджимурад от неожиданности вздрогнул, а Ахбердилав не повел даже бровью,  будто  ничего и  не произошло. «Стальное, видать, сердце у этого наиба!» – воскликнул восхищённый Хаджимурад.

Смерть героя

 Влияние и  авторитет  такого наиба Имама Шамиля как Ахбердилав, конечно же, не могли   не беспокоить противника, поэтому  вскоре после начала  его активной деятельности царское командование всячески старалось   избавиться от него.

Из указаний военного министра царской армии генерал- адъютанта Чернышёва  в указаниях командующему войсками на Кавказе генералу  Головину 19 июля 1842 года:

«Мне кажется, что соединение горцев на левом фланге кавказской линии и в Северном Дагестане под начальством Шамиля, и появление между его сподвижниками лиц, приобретших как Ахберди Магома и Шуаиб Мулла и другие, некоторое влияние между сими обществами, указывая, с одной стороны, необходимость стремиться к разъединению их весьма…Само собой, что соблюдение строжайшей тайны, выбор благонадёжных агентов, полного доверия заслуживающих и денежных пожертвований  суть непременного условия успеха подобных сношений»

В свою очередь, Головин в секретном предписании генералу Граббе писал:

«Нет сомнения, что через уничтожение этого предприимчивого сподвижника Шамиля мы избавились бы от одного из самых опаснейших его орудий, и успокоение Чечни было бы тогда делом гораздо менее затруднительным».

12 июня 1843 года в ходе боя у селения Шатили в верховьях реки Аргун в ходе атаки был в спину ранен этот храбрый наиб Имама Шамиля. Ответным выстрелом он сумел убить  врага и  отступить в горы.

Выстрел был сделан сзади, стрелял купленный предатель. Ещё шесть дней Ахбердил Мухаммад боролся за жизнью. Имам Шамиль немедленно приехал,  со всего Имамата были брошены лучшие врачи, это был действительно очень важный и нужный человек, второй  по значимости в Имамате.

Но рана оказалась смертельной  и 18 июня 1843 года храбрый наиб скончался. Его  похоронили  в селении Гушкорт нынешнего Шатоевского района Чечни.  Смерть преемника стала настолько сильным ударом для Имама Шамиля, что он заболел и слёг, и только через месяц смог оправиться от этой потери. И тогда Имам поклялся, что за эту смерть ответит освобождением родины своего друга Ахбердилава Хунзаха, в крепости  которого  находился сильный  царский гарнизон. И в этом же 1843 году Шамилю удалось это сделать, причём пожилой отец   Ахбердилава   оказывал   всяческую помощь отрядам  Имама Шамиля. Смерть грозного наиба ещё долго скрывали от противника. Почти через 10 лет после его гибели наместник Кавказа, фельдмаршал князь М.С. Воронцов в письме Ермолову, оценивая Хаджимурада, погибшего при возвращении в 1852 году к Шамилю, писал: «Человека ему подобного в Дагестане нет и не было, кроме Ахберди Магомы, убитого в 1844 (действительно в 1843) году  и, кажется, не будет».

Однажды уже после войны Имама Шамиля спросили:  «Кто же был самым мужественным воином из твоих воинов?».  Имам не раздумывая ответил: «Ахбердил Мухаммад и Хириясул Алибег из Хунзаха». « В чем же был их героизм?» спросили его. Имам  ответил: «Когда ядра из ваших орудий, попадали к нам, шипя и подпрыгивая, готовые вот-вот взорваться, они брали их голыми руками и кидали подальше от своих людей» 

До наших дней сохранилась хорошая память об этом праведном учёном и храбром наибе. И сегодня видны плоды дружбы, посеянные между народами Чечни и Дагестана  верными друзьями Батуко и Ахбердил Мухаммадом. Благодарные потомки наиба Батуко и сегодня верны дружбе своего предка   и продолжают ухаживать за могилами наибов Имама Шамиля  Ахбердил Мухаммада из Хунзаха  и Батуко из Шатоя.

Использованная литература:

1. Дадаев Мурадулла,  «Ахбердил Мухаммад», газ. «Ас-салам»

2. Дадаев Юсуп,  «Ахбердил Мухаммад, знаменитый наиб Шамиля»

3. Гамзаев Магомед,  «Имам Шамиль»

4.  Гасаналиев Магомед,  «Первая Кавказская война»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.