Учителя и ученики аль-Авзаий

20 Сентябрь 2016
1535

В провинции аль-Бука аль-Авзаий изучил азы наук, выучил Коран наизусть и часть наук, связанных с арабским языком. Затем направился в Шам, где пребывал с Макхулем, который в то время был знатоком фикха в Шаме и хафизом по хадисоведению. Многое он черпал у Макхуля, что последнего посчитали его учителем.

Далее он отправился в Йамаму, где учился у Яхьи бин Абу Касира в течение определенного времени. Также он поддерживал связи и с членами семейства Пророка (мир ему и благословение Аллаха), такими как имам Зайд бин Али Зайнульабидин, имам Мухаммад аль-Бакир, имам Джафар ас-Садик, да будет доволен ими всеми Аллах.

Хадисы и юриспруденцию он также изучил под руководством таких учёных, как Ата бин Абу Раббаха – одного из крупнейших ученых мужей из числа табиунов, Катада – выдающегося толкователя Корана и лингвиста, Мухаммада бин Шихаба аз-Зухрий – одного из имамов Лучезарной Медины, Нафи бин Умара, у которого аль-Авзаий перенял знания Абдуллаха бин Умара, да будет доволен ими Аллах.

Среди его учителей также были Мухаммад бин Сирин, Касим бин Мухаймира и множество других выдающихся людей. Так имам продолжал обучаться религиозным наукам и следовать преданиям сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и табиунов, пока не усовершенствовались в нем условия абсолютного муджтахида. И его мазхаб распространился в Шаме, Магрибе (страны Северной Африки, расположенные западнее от Египта), Андалусии в течение двухсот лет.

А среди его учеников были такие выдающиеся личности, как Малик, Шуба, Суфьян ас-Саврий, Ибн аль-Мубарак, Ибн Абу аз-Занад, Абдураззак, Мухаммад бин Харб и другие. Также от него передали знания и такие его учителя-шейхи, как аз-Зухрий, Яхья бин Абу Касир, Катада и другие.

Яхья бин Абу Касир сказал Аль-Авзаий: «Тебе следует поспешить в Басру, дабы застать Хасана аль-Басри и Ибн Сирина и перенять у них знания». Имам отправился в Басру и обнаружил, что Хасан уже скончался, а Ибн Сирин – живой. Аль-Авзаий навестил его, но через несколько дней тот тоже скончался. Так имам и не приобрел от него знаний.

Произведения имама

Во втором веке по хиджре мусульманские ученые-богословы начали писать труды по различным отраслям религиозных наук. Следует отметить, что имам аль-Авзаий был одним из крупных ученых, которые приступили к написанию книг по хадисам, мусульманскому праву, экзегетике, истории и т.д.

Богословы считают его первым в Шаме, кто начал писать книги по хадисам. Перу имама аль-Авзаий принадлежат прекрасные произведения:

1. «Аль-Муснад». Это книга по хадисам, в которой были собраны изречения Посланника Аллаха, переданные аль-Авзаий со своими иснадами (цепочками рассказчиков).

2. «Ас-Сунан фи аль-фикх».

3. «Аль-Масаиль фи аль-фикх». Оба произведения по мусульманскому праву. Из указанных трех его трактатов ничего не сохранилось и не дошло до нас. О них не известно более ничего.

4. «Сияр». Это единственная книга, дошедшая до нас. В этом труде автор рассматривает шариатские решения, касающиеся джихада, войны, трофеев, взаимоотношений с воюющими против мусульман, вероотступниками и выступившими против законного правителя. Рукописная копия этой книги хранится в библиотеке университета Эр-Рияда в Саудовской Аравии под 193 номером.

Качества и мораль имама

Наряду с большими познаниями, аль-Авзаий отличался усердием в богослужении, отрешённостью от мирских услад, умением долго хранить молчание, большой искренностью, богобоязненностью, скрупулёзностью в соблюдении предписаний религии, смиренностью, скромностью, щедростью и другими восхваляемыми моральными качествами.

Аль-Валид бин Муслим поведал: «Я не видел человека более усердного в богослужении, чем аль-Авзаий. После совершения утренней молитвы он садился для поминания Всевышнего Аллаха, и так до восхода солнца».

Его никогда не видели громко смеющимся, он лишь улыбался, часто плакал. Абу Мусхир говорил: «Аль-Авзаий бодрствовал ночами, совершая молитвы, читая Коран и проливая слёзы (из страха пред Господом)».

Однако он не плакал на своём собрании, а придя домой, плакал так, что его становилось жалко. Рассказывают, что однажды некая женщина зашла к жене имама и увидела, что циновка, на которой он молился, мокрая.

Она спросила: «Может, ребёнок помочился тут?» Жена в ответ сказала: «Это следы от слёз шейха, пролитых в земном поклоне. Так он встаёт каждый день».

Ибн Асакир говорил: «Аль-Авзаий много поклонялся, хорошо выстаивал молитву, был благочестив и долго хранил молчание».

Дамра бин Рабиа передал: «В 150-м году мы с аль-Авзаий совершили паломничество в Мекку. Ни днем ни ночью я ни разу не видел, чтобы он лежал (спал) в паланкине. Он молился, а если же его одолевал сон, он прислонялся к вьючному седлу».

Бишр бин аль-Мунзир поведал: «Я видел аль-Авзаий, он из-за своей смиренности (хушу) выглядел будто слепой».

Иса бин ат-Таба сказал: «Некоторые знатоки хадисов преподнесли аль-Авзаий подарок. Когда они встретились, имам сказал им: “Вы – перед выбором: если хотите, я приму ваш подарок и не буду больше говорить с вами, а если хотите, я стану говорить с вами и верну ваш подарок”». Так он был отрешен от мирских услад.

Ахмад бин Абу аль-Хавари рассказал: «До меня дошло, что некий христианин подарил аль-Авзаий кувшин с мёдом и попросил: “О Абу Амр, напиши от моего имени послание, которое я отправлю правителю Баальбека”.

Имам в ответ сказал: “Если захочешь, я верну кувшин и напишу письмо; в противном случае я приму кувшин, но не напишу письмо”.

Так он вернул христианину кувшин с медом и написал послание от его имени».

Аль-Вакиди приводит слова аль-Авзаий: «До сегодняшнего дня мы шутили и смеялись. А когда же мы стали имамами, на которых люди смотрят и которым они следуют, то нам необходимо проявлять осторожность, сдержанность».

Кончина имама и его наследство

Укба бин Алькама рассказал: «В ту ночь, когда аль-Авзаий скончался, мы сидели возле него, и последнее, что я слышал от него, было следующее. Когда муэдзин огласил призыв к намазу (азан), а у него был красивый голос, аль-Авзаий сказал: «Как прекрасен его голос! До меня дошло, что когда пророк Давуд (мир ему) читал  Священную Книгу – Псалтырь, дикие животные и птицы собирались вокруг него так, что умирали от жажды». Затем он некоторое время хранил молчание, а потом дополнил: «Во всяком деле, в котором не упомянули Вечную жизнь, нет блага». Затем прозвучал икамат – призыв к совершению намаза».

Укба также рассказал о причине его смерти. После возвращения с утренней молитвы он красился (хной), после чего зашел в баню в доме. Тогда стоял сильный холод. А его жена занесла в баню очаг с горящим углем, дабы ему не было холодно, и заперла дверь снаружи. Когда уголь разгорелся, то он подошел к дверям, чтобы открыть их, но не смог. Тут он упал, и люди обнаружили его подложившим руку под голову и обратившимся в сторону киблы.

Случилось это в воскресенье, 28 числа месяца Сафар 157 года хиджры, что соответствует 16 января 774 года по григорианскому календарю. А некоторые пишут, что это был месяц Рабиуль-авваль. Когда он умер, ему было 69 лет. Ибн Мусхир сказал, что поступок его жены не был совершен с целью преднамеренного убийства. Судья Бейрута Саид бин Абдульазиз повелел ей освободить одного раба в качестве искупления.

День кончины имама стал знаменательным, в последний путь его сопровождало несметное количество людей, среди которых были представители четырех общин: мусульмане, которые несли носилки с его телом, а также христиане, иудеи и копты.

Салим бин аль-Мунзир поведал, что когда услышал крики о том, что скончался аль-Авзаий, он вышел, и первым, что заметил, было то, как некий христианин из-за постигшего горя осыпал свою голову песком. Имам был похоронен за пределами Бейрута недалеко от берега моря, на территории деревни, которая называется Хантус, рядом с мечетью. Эта местность известна как район «Аль-Авзаий».

Аббас бин аль-Валид передал слова своих современников, что аль-Авзаий получил более семидесяти тысяч золотых монет в качестве дара от правителей из числа омейядов и аббасидов. А когда он скончался, то оказалось, что он не оставил после себя ничего, кроме семи монет. И не было у него ни своего участка земли, ни дома.

По утверждению Аббаса, оказалось, что он израсходовал все эти средства на пути Аллаха и на  бедных и нуждающихся. Когда люди сравняли землю над его могилой, то наместник халифа в той прибрежной части государства встал у его изголовья и произнёс: «Да смилуется над тобой Аллах I, о Абу Амр! Клянусь Аллахом, я был для тебя сильной защитой от того, кто меня назначил на этот пост. Тот, кого подвергнут притеснению после тебя, пусть же проявит терпение».

В знании истории, достоинств и похвальных качеств таких ученых-богословов и любви к ним мы крайне нуждаемся в настоящее время. Потому что сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и ученые-богословы следующих трёх столетий были людьми, которые, отрёкшись от мирского, перенесли много трудностей на пути сохранения Ислама в своей чистоте. Ведь о них Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Наилучшим является мой век, затем – следующий, а затем – следующий»

Да смилуется Господь над имамом альАвзаий, удостоит его райских благ и да покроет нас его благодать!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Смотрите также:

Имам Абу Амр аль-Авзаий

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.