Зайд Ал-Газикумуки Ал-Куркли

14 Январь 2017
2346

Вторая половина XIX века для Дагестана была более трагичной, чем первая, несмотря на то, что первая вся прошла в антиколониальной войне. Историки утверждают, что после окончания Кавказской войны (1859 году) в Дагестане было больше ученых Ислама, чем до начала газавата. А после неудачного восстания горцев 1877 года (малого шариата) к большинству ученым были применены репрессивные меры, вследствие которых погибло много выдающихся ученых Ислама.

Они были сосланы в Сибирь, где не смогли выдержать суровый климат и почти все погибли. Одним из таких ученых является Зайд из лакского аула Куркли. Жизнеописание Зайда мы находим в энциклопедиях и других исторических материалах. Назир из Доргели (ум. в 1935г.) в своей энциклопедии «Нузхат аль-ахзан фи тараджими уламаи Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских ученых») пишет о Зайде следующее:

«Зайд получил знания у своих ученых современников. Он был внимательным исследователем, искусен в различных науках, имел учеников в различных областях. Он был особенно талантлив в науке зиджа – определения (времени) календарей. Науке зиджа (астрономическим таблицам) у него обучались кумыкские ученые (букв.: «ученые равнины»), в том числе кади Ильяс, сын Чупалава (Чуфалав) Ад-Дургели, знаменитый ученый Дауд Ал- Гарабудаги и др.

Зайд обладал прекрасным почерком и слогом. Он оставил большое научное наследие, в том числе знаменитый в Дагестане календарь. Российские власти выслали Зайда в числе других обманутых дагестанцев в Россию, в Тамбовскую губернию, где он обосновался в городе Испас (Спасск). Здесь он скончался в 1297 году (да смилуется над ним Аллах). Говорят еще, что могила его расположена в селении Чуртанли, близ селения Каин Каинской волости».

Автор книги «Зияраты лакских ученых» Гаджиева А. пишет о нем более подробно:

«Зайд родился приблизительно в 1827 году в селении Куркли в семье зажиточного уздена Исламбулата. Первоначально Зайд учился в своём селении Куркли, затем в Кумухе. Позже он поехал в с. Шиназ Самурского округа к учёному-арабисту Исмаилу-эфенди, затем учился у кади Ильяса Чупалава из Дургели и работал у Давуда Ал-Карабудаги и др.

У Исмаила-эфенди он изучал астрономию, геометрию, алгебру, а также научился пользоваться астрономическими измерительными приборами, астролябией, делать астролябию по чертежам. После учёбы Зейд поехал к кубачинским мастерам со своими чертежами и подробными описаниями, чтобы заказать астрономическую трубку. Возвратившись домой, он начал преподавать в Кумухском медресе наряду с традиционными предметами и точные науки, философию, также проводил астрономические опыты, наблюдения с помощью специальных приборов, используя астрономические таблицы Улугбека.

Для облегчения процесса обучения математике он написал методическое пособие к арабским книгам по математике. В 1873 г. он составил арабско-лакский словарь по астрономии. Имеются также сведения о создании им и другого арабско-лакского словаря.

Он начал также писать стихи на арабском и лакском языках. Зайд был очень талантливым студентом, целеустремлённым и настойчивым в изучении различных наук. Он легко определял, на какой долготе и широте находятся любые города и сёла, каковы там климатические условия и как жители приспосабливались к ним.

Он обучал студентов различным наукам, своими знаниями и умениями притягивая их к себе, поэтому пользовался среди муталимов большим авторитетом. Вместе с учёным-арабистом Сулайманом ал-Кумуки он издал в Темир-Хан-Шуре в типографии Мавраева календарь, который совпал с наиболее современным арабским календарём того времени. При этом он использовал формулы арабских учёных.

Благополучная жизнь Зайда коренным образом изменилась в 1877 году. Хотя он и решительно высказывался против восстания 1877 г., но, как и другие его приятели, оказался вовлечённым в восстание вопреки своему желанию.

В тот период только что выбранный Казикумухский хан Джафархан назначил его своим секретарём. Зайд сопровождал его всюду. А когда восстание было разгромлено царскими войсками, лучших из восставших повесили, других расстреляли, а остальных (среди которых были невинные люди), в том числе и Зайда, сослали в Сибирь. Многие из них погибли на необъятных просторах России: в Архангельске, Опочке (Псковской губернии), в Пермской, Тамбовской, Томской, Саратовской, Пензенской губерниях.

Зайд был схвачен и сослан в Сибирь, в г. Спасск Томской губернии, где он провёл несколько лет».

Сам Зайд об этом пишет: «Пока мы из Кумуха дошли до места ссылки в г. Томске, прошло девять месяцев. В московской тюрьме сидели четыре месяца. Из-за плохих условий там началась эпидемия заразных болезней. Многие заключённые умерли от них.

Когда мы дошли до Перми, сопровождающий конвой обманул нас. Они нас всячески уговаривали, мол, продайте свои шубы, там они не пригодятся. И мы продали. Когда из Перми мы дошли до Тюмени, на нас смотрели, как на диких зверей. Чтобы мы не убежали, на наши руки и ноги надели кандалы...»

Находясь в ссылке, Зайд не прекращал свою научную деятельность. Здесь он достал книгу по астрономии на арабском языке «Имъ’ан ал-фикр» («Углубление в мысль»), изданную в Египте автором И. Багдади в 1875 г. Эта книга была написана с учётом европейских достижений науки. Зайд перевёл её на лакский язык и отправил своему сыну в Дагестан. В ссылке он также написал стихи, такие как: «Из Сибири», «Лучших повесили», «Письмо из Сибири» и др. Здесь, в ссылке, он скончался в 1882 году (1297 г. х.).

По рассказам, его могила находится в деревне Чуртанли (близ деревни Каин) Каинского уезда Томской губернии.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.