Абубакар Мухаммад ибн Муса Ад-Дарбанди (ум. 1145) | Видео

1 Апрель 2017
3701

Абубакар Мухаммад ибн Муса Ад-Дарбанди являлся выдающимся алимом своего времени и был знаком с самим Имамом Аль-Газали. За обширные знания и высокий авторитет в арабском мире его называли шейхом.

Выдающийся алим и суфийский шейх конца XI – начала XII вв. из Дербента Абубакр Мухаммад ибн Муса ад-Дарбанди.

Дербент. Старый квартал.

Начало пути

Абубакар Ад-Дарбанди родился во второй половине 11 века в одном из главных мусульманских духовных центров северного Кавказа, Дербенте, который в тот период времени был городом учёных, историков, знатоков хадисов, суфиев и знаменитых суфийских наставников. Отец Мухаммада, Муса ибн Аль-Фарадж Аль-Муаддиб Аль-Лаббад, был знатоком адаба – комплекса морально-этических правил и норм поведения Ислама.

В 70-х годах 11 века Ад-Дарбанди приступил к изучению арабской грамматики и основ богословия. Его первым учителем был собственный отец. Затем его воспитанием занялся Йусуф ибн Аль-Хусейн Аль-Баби, а духовным наставником Ад-Дарбанди стал видный шафиитский учёный и знаток мусульманской традиции Абулкасим Аль-Варрак – влиятельный шейх, вхожий во дворец дарбандского эмира и имам квартальной мечети Химс – мечети того же квартала города, в котором родился Ад-Дарбанди. Устаз не только приобщил юного Мухаммада к суфизму, но и сыграл в его жизни решающую роль. У него Ад-Дарбанди изучил хадисы и комментарии к Сахих Аль-Бухари, а также сочинения самого Аль-Варрака.

Обучение Мухаммад проходил не только у своего устаза, но и у других видных богословов шафиитского мазхаба как Дербента, так и близлежащих областей. В формировании взглядов Ад-Дарбанди сыграли большую роль такие известные богословы Дербента 11 столетия, как историограф правителей Дербента и знаток хадисов Юсуф Аль-Лакзи, один из влиятельнейших шейхов Дербента Маммус Аль-Лакзи, упомянутый нами выше суфий и духовный глава общины шафиитов в Дербенте Абуль-Касим Аль-Варрак; суфий и алим Абульхасан Аль-Джурджани и другие видные учёные-богословы.

Этап становления

К середине 80-х годов 11 столетия Абубакр Ад-Дарбанди уже завершил обучение на родине и для продолжения учебы предпринял поездку в другие центры исламского образования, среди которых были священные города мусульман Мекка и Медина, столица Халифата того периода Багдад, персидский Исфахан и другие области исламского мира. В течение нескольких лет Абубакр Ад-Дарбанди учился в медресе Ан-Низамия в Амуле (ныне Туркмения).

Здесь надо сказать несколько слов о Низамии, точнее Низамиях, так как они представляли собой группу из нескольких медресе, расположенных практически в каждом более или менее крупном городе Халифата, среди которых был даже дагестанский Цахур. Свое название они получили от имени собственно основателя и покровителя этих медресе Низам Ал-Мулька – визиря сельджукских султанов, одного из выдающихся деятелей средневекового мусульманского Востока. Низамии были первыми высшими учебными заведениями в мусульманском мире и по качеству образования превосходили все остальные медресе и были известны далеко за пределами Халифата.

Современный Цахур

К началу 90-х годов 11 века Ад-Дарбанди, обретя солидный багаж знаний, возвратился в Дербент, где под влиянием своего учителя Абульхасана Аль-Басри написал своё первое сочинение «Шарх Аш-Шубухат». В этот же период своей жизни он организовал в городе и собственный семинар (маджлис). На своих семинарах Ад-Дарбанди читал лекции по суфизму.

И снова в путь…

Но жить и творить во благо Ислама и своего народа в Дербенте Мухаммаду Ад-Дарбанди довелось недолго. В конце 1098 года общественно-политическая обстановка в Дербенте изменилась, и алим оказался в опале у местного правителя. Не желая быть причиной смуты и опасаясь за свою жизнь и здоровье, богослов покинул родину и переселился в Багдад, где в почете и душевном спокойствии и прожил оставшуюся жизнь.

Багдад. Старый район города

Будучи центром мусульманской духовной жизни, Багдад всегда притягивал к себе не только ищущих знаний мюридов, но и вполне зрелых учёных. Во второй половине 11 века это был огромный город, разделенный на множество кварталов, в которых жили представители самых разных племен и народов, религиозных толков, школ направлений. Каждый путешественник по прибытии сюда в первую очередь наводил справки о своих земляках и собратьях по вере. Ад-Дарбанди нашёл приют у Абу Абдуллаха Маммуса Аль-Лакзи.

В столице Халифата Ад-Дарбанди посещал различные суфийские собрания и кружки, в частности, последователей выдающегося суфия Аль-Джунайда Аль-Багдади.

Исторический труд

Мухаммад ад-Дарбанди является автором книги «Райхан аль-хакаик ва-бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»). Сочинение, представляющее собой свод суфийских понятий, правил и морально-этических норм и написанное в жанре энциклопедического словаря, стало наиболее значительным из дошедших до нашего времени памятников раннего суфизма на Кавказе, в ту пору северной периферии Халифата.

Анализ книги наглядно демонстрирует, что широкое внедрение мусульманской идеологии на Северном Кавказе происходило именно в форме суфизма, что схоже с процессами, происходившими на других окраинах Халифата.

Относя суфийские ценности к общеисламскому наследию, Ад-Дарбанди явился идейным предшественником Имама Аль-Газали.

Последние дни

В изгнании Ад-Дарбанди провёл 47 лет жизни, в течение которых он дал своим ученикам глубокие знания в различных областях исламских наук, особняком среди которых стояла наука очищения сердца от душевных пороков – суфизм.

Умер Абубакр Ад-Дарбанди в 1145 году в Багдаде, где и был похоронен. Точное место его погребения остаётся неизвестным.

По материалам книги: ЭПОХА КЛАССИЧЕСКОГО ИСЛАМА НА КАВКАЗЕ

Подготовил: Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.