Абдурахман Ад-Дахиль – ястреб Курейшитов

7 Ноябрь 2017
4125

Детство Абдурахмана Ад-Дахиля

Вы слышали о человеке, который построил в Андалусии сильное мусульманское государство?

Он построил омейядское государство на Западе после того, как оно пало на Востоке. Чтобы получше понять этот исторический период, прежде чем рассказать о приходе Абдурахмана Ад-Дахиля в Андалусии, нам следует вернуться немного назад – в 750-й год (132-й год по хиджре).

Именно в этом году произошло падение омейядского государства в Машрике (на Востоке). После падения омейядской династии пришедшие к власти аббасиды практически истребили всех, кто мог бы занять место халифа. Были убиты все омейядские эмиры и правители, также были убиты их сыновья и внуки. Было покончено со всей правящей династией, кроме нескольких человек, которым удалось сбежать от аббасидских мечей. («Аль-Бидая ва ан-нихая», «Тарих Ибн Халдун»)

В числе тех, кто спасся, был и Абдурахман ибн Муавия – любимый внук великого халифа Хишама ибн Абдульмалика, который правил государством омейядов с 723 по 743 года (105-125 гг. по хиджре).

Абдурахман рос во дворце омейядского правителя под присмотром самого халифа и его приближённых. Великий завоеватель Маслама ибн Абдульмалик, который являлся дядей его отца, высоко ценил его ум и проницательность и видел в нём будущего правителя.

Сам Абдурахман не раз слышал, как Маслама говорил об этом. Эта радостная весть вызывала у молодого Абдурахмана самые позитивные эмоции и оставила в его душе яркий след, который в дальнейшем дал свои плоды, как проросшее из семян дерево. («Нафх ат-таййиб», 1/328)

Однако именно в то время, когда Абдурахман был в расцвете лет, аббасиды свергли омейядов. И, как было выше сказано, пришедшие к власти новые правители расправились огнём и мечом со всеми омейядскими эмирами, которые в той или иной мере могли претендовать на место халифа. Поэтому никто из оставшихся в живых не то что не претендовал, но даже и не думал о власти.

Побег Абдурахмана Ад-Дахиля из Шама

После этих событий Абдурахману ибн Муавии пришлось сбежать из своего дома в деревне Дир Ханан. Далее, покинув Шам, он скрылся в одной из деревень в Ираке на берегу Евфрата. Но аббасидские военные лазутчики и их осведомители обнаружили его местонахождение и вскоре настигли его и там.

В то время, когда Абдурахман находился в своём новом доме, к нему зашёл его четырёхлетний сын, плачущий от страха. Абдурахман в это время лежал в темноте в дальней комнате дома, потому что болел офтальмией (заболевание глаз).

Он взялся успокаивать маленького сына, но ребёнок был чем-то напуган и никак не успокаивался. Почувствовав что-то неладное, Абдурахман встал, но когда он хотел вместе с сыном выйти во двор, увидел перед домом чёрные флаги аббасидского государства.

Вся деревня была заполнена аббасидскими воинами. Абдурахман понял, что их целью был именно он. Он вернулся в дом, забрал с собой брата Хишама и взял все деньги, которые были в доме.

Оставив всех женщин и детей (он знал, что солдаты не причинят им вреда), Абдурахман вместе с братом бежал в сторону Евфрата. На берегу реки их почти настигли всадники аббасидов, но им удалось прыгнуть в реку. Далее братья поплыли к противоположному берегу Евфрата.

Прибежавшие на берег аббасидские солдаты окрикивали их и уговаривали вернуться под гарантию безопасности. Они долго кричали и клялись, что сдержат обещание. Чтобы спастись, братьям было необходимо вплавь пересечь реку. Однако Хишаму не под силу было доплыть до противоположного берега. Более того, на него повлияли окрики и обещания аббасидов, и он решил вернуться обратно.

Абдурахман в надежде, что он послушается его, кричал ему вслед: «Не возвращайся, брат, они убьют тебя!» На это Хишам ответил, что аббасиды дают гарантию безопасности, и поплыл вспять к берегу, где его ждали солдаты.

Как только Хишам вышел из реки, солдаты сразу же убили его перед глазами отчаявшегося брата. Абдурахману удалось как-то пересечь реку, но он был в таком подавленном состоянии, что не мог даже разговаривать из-за переживаний за убитого брата, которому было всего лишь тринадцать лет.

Оттуда Абдурахман отправился в сторону Магриба, где находились его родственники по матери. Его мать была родом из одного из берберских племён. Поэтому он решил бежать к своим дядьям в Марокко. О том, как он добирался до Марокко, пересекая земли Шама, Египта, Ливии и Туниса, имеются многочисленные и удивительные предания и рассказы. («Нафх ат-таййиб», 3/28)

Абдурахман ибн Муавия прибыл в Барку (город в Ливии) и скрывался там пять лет, ожидая, пока положение вокруг него не стихнет и гонения омейядов не прекратятся. Затем, когда всё стихло, он отправился в Аль-Кайраван, который на тот момент находился под властью Абдурахмана ибн Хабиба Аль-Фихри. («Тарих Аль-Ислам», 8/25)

Аль-Фихри фактически действовал самостоятельно, создав на севере Африки независимое от аббасидов государство. Он был потомком известного мусульманского предводителя, первого завоевателя Магриба Укбы ибн Нафи’а. Абдурахман Аль-Фихри также приходился двоюродным братом Юсуфу Аль-Фихри, который правил в Андалусии; Абдурахман Аль-Фихри хотел присоединить к своему государству и Андалусию. Однако появление здесь Абдурахмана ибн Муавии могло поставить крест на его надеждах.

Почему же появление Абдурахмана могло нарушить его планы?

Правитель Кайравана и практически всей Северной Африки Абдурахман ибн Хабиб прекрасно знал, что Абдурахман ибн Муавия, ведущий свой род от правящего дома омейядов, которые завоевали эти земли, назначали наместников на этих землях и имели право сместить их со этих должностей, не будет сидеть у себя дома, довольствуясь хорошей жизнью.

Напротив, он обязательно потребует свою долю из наследства своих отцов и дедов халифов. Ведь эти земли по сути являются их владениями – они их завоевали и правили там согласно канонам Ислама. И такой исход был вполне возможным.

Это также объясняет, почему аббасидское государство так кроваво обошлось с омейядами. Ведь если где-то останется в живых хоть один представитель омейядского рода или их родственник со стороны отца, он не прекратит помышлять о возвращении отнятой власти. Поэтому им необходимо было полностью уничтожить омейядов, чтобы раз и навсегда покончить с этой опасной и сложной проблемой.

Что касается Магриба и Андалусии, то никто не стал бы оспаривать законное право омейядов на власть в этом регионе, ибо именно они завоевали эти земли. Следовательно, появление в Магрибе такого омейядского амира, как Абдурахман ибн Муавия, навело на действующего правителя Магриба (так же, как навело в последующем на правителя Андалусии) некоторый страх, беспокойство и опасение потери власти.

Ведь омейяды имеют больше прав на власть над этими землями, ибо это наследство от их предков халифов. Несомненно, эта мысль посетила Абдурахмана ибн Хабиба, это также понял каждый, кто способен размышлять.

Продолжение следует…

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.