Вахб ибн Мунаббих, учёный из табиинов

12 Июль 2018 702

Вахб ибн Мунаббих ибн Камиль ибн Сайдж Абу Абдуллах Ас-Санʻани родился во времена правления халифа ʻУсмана Ибн ʻАффана (да будет доволен им Аллах) в 64 году по хиджре. Учёные по сире относят его к третьему поколению табиинов (последователей сподвижников).

Ибн Хаджар аль-ʻАскаляни посчитал его достоверным передатчиком хадисов. Аз-Захаби сказал, что он правдивый человек.

У Вахба ибн Мунаббиха в своё время было особое мнение относительно кадара (предопределения), но в дальнейшем он от него отрекся и искренне покаялся.

От него хадисы передавали в своих сборниках Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Маджа.

Сподвижники, у которых учился Вахб ибн Мунаббих

Вахб ибн Мунаббих учился у великого учёного исламской уммы Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах). Он передавал хадисы непосредственно от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Вахб ибн Мунаббих передал хадисы от Абу Хурайры, Абу Саʻида Аль-Худри, Ан-Нуʻмана ибн Башира, Джабира ибн Абдуллаха, Абдуллаха ибн ʻУмара и Абдуллаха ибн ʻАмра ибн Аль-ʻАса (да будет доволен ими всеми Аллах).

Имам Ахмад в своём сборнике хадисов («Муснаде») приводит от него очень мало хадисов. Однако, подчёркивая обширные знания Вахба об исраилиятах (еврейских преданиях) и других преданиях людей писания, Имам Ахмад сказал: «Он был человеком знатного происхождения и потомком персидских царей».

Вахб ибн Мунаббих был из числа тех, кто обуздал свой нафс, неотступно приобретая знания и усердно совершая поклонение. Он читал много книг, совершал множество поклонений, усердно изучал различные науки и вёл аскетичный образ жизни.

Абдуль-Мунʻим ибн Идрис передал от своего отца, что Вахб ибн Мунаббих и Тавус Аль-Йамани сорок лет совершали утренний намаз с омовением, который они совершали для ночного намаза.

Наставления Вахба ибн Мунаббиха

Однажды Вахб ибн Мунаббих, обращаясь с наставлениями к ʻАтаъ Аль-Хурасани, сказал: «Учёные, жившие до нас, довольствовались своими знаниями. Им было достаточно своих знаний, а в мирских благах, которые имеют другие люди, у них не было нужды. Они даже не обращали внимания на мирские блага, имеющиеся у других людей.

Люди раньше щедро одаривали учёных в надежде получить от них знания. Нынче у нас всё наоборот, обладатели знаний раздают свои знания людям в надежде получить от них мирские блага. Мирские люди в свою очередь отказались от знаний учёных, увидев их отношение к своим знаниям.

Остерегайся стоять у ворот правителей, поистине, у этих ворот возникают смуты. Ты не получишь от мирского ничего, не отдав за это нечто равное из своей религии».

Далее он сказал: «Если тебя удовлетворяет то, что тебе достаточно, это обеспечит тебя на всю жизнь. Если же это не удовлетворяет тебя, ничто в этой жизни не удовлетворит тебя. Поистине, твоё чрево подобно морю и долине, которые не заполнит ничего, кроме земли».

Однажды к Вахбу ибн Мунаббиху пришёл некий человек и сказал: «Я решил для себя, что не буду встречаться и общаться с людьми». Вахб ибн Мунаббих сказал ему: «Не делай этого. Поистине, тебе нужны люди, а людям нужен ты. У них есть в тебе нужда, и точно так же – у тебя в них. Но ты будь среди них глух, хотя ты слышишь, слеп, хотя ты видишь, и нем, хотя ты можешь разговаривать».

Аль-Фазль ибн Абу ʻАйяш сказал: «Однажды, когда я сидел рядом с Вахбом ибн Мунаббихом, к нему пришёл человек и сказал: "Я проходил мимо одного человека, который ругал тебя». Вахб разгневался и сказал ему: "Неужели шайтан не нашёл другого посланника, кроме тебя".

Я не успел отойти от Вахба, как пришёл тот самый человек, который ругал его. Он поприветствовал Вахба, он ответил на его приветствие, подал ему руку и усадил рядом с собой».

Некоторые высказывания Вахба ибн Мунаббиха

«Если тебя похвалит человек, перечисляя хорошие качества, которых у тебя нет, то нет уверенности в том, что он не будет точно так же осуждать тебя за плохие качества, которых у тебя нет».

«Знания – друг верующего, краткость – его визирь, разум – его проводник, деяния – его цена, терпение – его эмир, доброта – его отец, а мягкость – его брат».

«Верующий (муъмин) смотрит, чтобы получить знания, говорить, чтобы понять, молчит, чтобы оставаться целым и невредимым, остаётся в одиночестве, чтобы получить трофеи».

«Заведите, как можно больше друзей. Даже если ты в них не нуждаешься, они тебе точно не навредят. А если вдруг ты будет нуждаться в них, они тебе помогут».

Вахб ибн Мунааббих прославился как один из образованнейших людей своего времени. Он прекрасно знал не только мусульманские, но и иудейские и христианские предания, владел древнееврейским и сирийским языками.

Его перу принадлежат такие сочинения, как «Кисас Аль-Анбийя» и «Китаб аль-исраилият». Первое сочинение представляет собой сборник рассказов о пророках (мир им), а труд «Китаб аль-исраилият» был утерян.

Сочинения Вахба ибн Мунаббиха служили источником для таких историков, как Ат-Табари, Масуди и другие. Ат-Табари ссылался на Вахба, упоминая о Шехине (араб. Сакина). Ибн Хишам, рассказывая о распространении христианства в Наджране (Йемен), также цитирует Вахба.

Вахб ибн Мунаббих вёл благочестивый образ жизни. Большую часть жизни провел в Сане. Был имамом мечети, а во время правления Умара ибн Абд Аль-Азиза был назначен кадием. Умер Вахб ибн Мунаббих там же в 732 году (114 году по хиджре) после побития палками, к которому его приговорил йеменский наместник. Его могила находится недалеко от соборной мечети Саны.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.