Аль-Хатыб Аль-Багдади – хафиз и великий историк

10 Январь 2019
4665

В этой статье мы расскажем о жизни и деятельности великого историка и мухаддиса Багдада – автора известного труда «Тариху Багдад» («История Багдада»). Кем же был Аль-Хатыб Аль-Багдади? Как он приобретал знания и какие труды написал?

Ибн Халкан об Аль-Хатыбе Аль-Багдади

В своей книге «Вафаят аль-а‘ян» Ибн Халкан приводит биографию Аль-Хатыба Аль-Багдади и пишет следующее:

«Аль-Хафиз Абу Бакр ибн Ахмад ибн ‘Али ибн Сабит ибн Ахмад ибн Махди ибн Сабит Аль-Багдади, более известный как Аль-Хатыб Аль-Багдади, автор книги "Тариху Багдад" и других ценных трудов, принадлежал к числу богобоязненных хафизов и великих учёных. Чтобы считать его великим учёным, было бы достаточно только его трудов по истории.

Поистине, исторические труды Аль-Хатыба Аль-Багдади свидетельствуют о глубине его знаний. В целом за свою жизнь он написал приблизительно сто трудов. Его научные заслуги невозможно описать.

Он обучался фикху у Абульхасана Аль-Мухамили, Аль-Кади Абу Ат-Таййиба Ат-Табари и у других учёных и стал учёным в области фикха. Однако в это время у него преобладала тяга к хадисоведению и истории.

Аль-Хатыб Аль-Багдади родился в четверг 24 числа месяца Джамада аль-ахир 392 года по хиджре (март, 1002 г.) и умер в понедельник 7 числа месяца Зуль-Хиджа 463 года по хиджре (август, 1071 г.) в Багдаде (да смилуется над ним Всевышний Аллах).

Ас-Сам‘ани же сказал, что он умер в месяце Шавваль. Также я слышал, как Шейх Абу Исхак Аш-Ширази (да смилуется над ним Всевышний Аллах) участвовал в переносе его погребальных носилок на кладбище. Аш-Ширази получил от него много пользы, поэтому в своих трудах он часто ссылается на Аль-Хатыба Аль-Багадади.

В своё время Аль-Хатыб Аль-Багдади считался хафизом Машрика, а Абу ‘Умар ибн Юсуф ибн ‘Абд Аль-Барр – хафизом Магриба. Оба великих учёных скончались в один день и были похоронены рядом друг с другом.

Аль-Хатыб Аль-Багдади при жизни раздал всё своё имущество. В качестве милостыни он раздал двести золотых динаров неимущим и учёным хадиса и фикха. Он также завещал всю свою одежду на благотворительность, а все свои книги сделал вакфом мусульманским учёным. Детей у него не было.

Есть ещё другое мнение, что Аль-Хатыб Аль-Багдади родился в 391 году по хиджре, а Всевышний Аллах знает лучше.

После смерти Аль-Хатыба Аль-Багдади многие увидели его во сне в хорошем состоянии. Считается, что к Аль-Хатыбу Аль-Багдади в своё время перешло всё наследство хадисоведения, он сохранил его и передал дальше». (Ибн Халкан, «Вафаят Аль-А‘ян», тахкик: Ихсан Аббас, Бейрут, 1994 г., 1 т., стр. 93-94)

Приобретение знаний

Аль-Хатыб Аль-Багдади учился в Багдаде у больших учёных того времени. Также он учился в Басре, Рее, Дайнуре, Куффе и Найсабуре. В то время Найсабур являлся одним из центров учёного мира.

Передают, что Аль-Хатиб аль-Багдади, прежде чем отправиться в путешествие в поисках знаний, решил посоветоваться со своим учителем, куда ему отправиться – в Египет или в Найсабур.

Учитель сказал ему: «Если ты направишься в Египет, то направишься туда ради одного человека, и если ты не настигнешь его, то твоя поездка окажется напрасной. Если же ты отправишься в Найсабур, то встретишь в нём много крупных учёных, и если даже ты не настигнешь одного, то найдёшь других».

В 1054 году (445 году по хиджре) по пути в хадж Аль-Хатиб Аль-Багдади посетил Дамаск и получил знания у учёных Шама. После этого он также он учился в Тире (Суре).

По прибытии в Священную Мекку Аль-Хатыб продолжил там свою учёбу. Во время пребывания Мекке он за шесть дней успел пройти знаменитый сборник достоверных хадисов имама Аль-Бухари «Сахих Аль-Бухари».

Аль-Хатыб Аль-Багдади не терял зря времени, он всегда был занят обретением полезных знаний. Аль-Хатыб Аль-Багдади, даже когда шёл по дороге, всегда читал и всегда носил с собой небольшую часть той или иной книги.

Совершив хадж и заодно получив большой багаж знаний, Аль-Хатыб Аль-Багдади вернулся обратно в Багдад и продолжил там свою деятельность. В это время он стал приближённым Ибн Мусаллямы, главного аббасидского визиря, который его очень ценил.

Однако, когда в Багдаде началась смута, ему пришлось скрыться. Аль-Хатыб Аль-Багдади покинул Багдад и направился в Дамаск. Практически все свои труды Аль-Хатыб Аль-Багдади написал в Дамаске.

Затем он отправился в Ливан в город Сур (Тир) и остановился пожить там некоторое время. Когда Аль-Хатыб Аль-Багдади жил в Суре, он часто посещал Аль-Кудс (Иерусалим).

Далее, в 1069 году он направился в Шам, посетил ещё раз Дамаск, Алеппо, затем Триполи. В конце 1070 года (462 года по хиджре) Аль-Хатыб Аль-Багдади вернулся в Багдад и прожил там оставшуюся жизнь. В это время он начал преподавать своим ученикам знаменитый свой труд «Тариху Багдади».

Аль-Хатыб Аль-Багдади говорил: «Я пил воду Зам-Зам три раза и просил Всевышнего об исполнении трёх желаний, следуя хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

ماء زمزم لما شرب له

"Вода Зам-Зам (способствует) тому, ради чего её пьют". (Имам Ахмад, Ибн Маджа)

Первое моё желание было, чтобы я смог рассказать людям историю Багдада, второе – преподавать (читал) хадисы в мечети Джами‘ Аль-Мансур, и третье – чтобы меня похоронили рядом с Бишром Аль-Хафи».

Продолжение следует…

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.