Золотые правила гостеприимства

22 Август 2018
15904

Принимать гостей и оказывать им должное внимание является сунной Пророков (мир им). Передаётся, что Пророк Ибрахим (мир ему) настолько любил гостей, что не садился за стол один.

Всевышний Аллах, описывая гостеприимство Ибрахима (мир ему), сказал:

هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ ضَيْفِ إِبْرَاهِيمَ الْمُكْرَمِينَ إِذْ دَخَلُوا عَلَيْهِ فَقَالُوا سَلَامًا ۖ قَالَ سَلَامٌ قَوْمٌ مُنْكَرُونَ فَرَاغَ إِلَىٰ أَهْلِهِ فَجَاءَ بِعِجْلٍ سَمِينٍ فَقَرَّبَهُ إِلَيْهِمْ قَالَ أَلَا تَأْكُلُونَ

«Разве уже дошёл до тебя рассказ о почтенных гостях Пророка Ибрахима? Вот пришли они [ангелы в образе людей] к нему [к Ибрахиму] и сказали: "Мир", приветствуя его. Сказал он [Ибрахим]: "И вам мир, люди незнакомые". И незаметно отошёл он [Ибрахим] к своей семье, чтобы приготовить угощение для гостей, и принес жареное мясо жирного телёнка, и поставил угощение перед ними [гостями] и сказал: "Не покушаете ли?"». (сура Аз-Зария: 24-27)

Всевышний Аллах здесь указывает, что следует поспешить с подготовкой угощения для гостей. И готовить угощение надо скрытно, таким образом, чтобы гости не заметили этого, чтобы они не воспрепятствовали этому. Также в последнем аяте указывается на другое правило гостеприимства: вежливо предложить гостям еду и мягко уговаривать их есть.

Ибн Касир, комментируя эти аяты, пишет:

«В этом аяте упорядочены адабы гостеприимства. Ибрахим (мир ему) быстро и неожиданно принёс еду гостям. Он не стал их обнадёживать, сказав, что принесёт им угощение, а быстро и скрытно приготовил им еду. Он подготовил для гостей самое лучшее, что имел – молодого жирного телёнка. Далее – Ибрахим не накрыл стол в удобном месте и не пригласил гостей к столу, а поставил еду прямо перед ними. И он не повелел гостям приступить к трапезе громким командным голосом, а вежливо сказал: "Не покушаете ли?", вежливо предлагая им приступить к трапезе». («Мухтассар Тафсир Ибн Касир», 3/358)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فليكرم ضيفه، ومن كان يؤمن بالله واليوم الآخر، فليصل رحمه، ومن كان يؤمن بالله واليوم الآخر، فليقل خيرا أو ليصمت

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, оказывает уважение своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, поддерживает родственные связи, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, говорит благое или молчит». (Бухари, Муслим)

Оказание уважения гостю означает, что его надо встретить с радостью, поспешить угостить его и проявить к нему внимание.

Также передаётся, что Абу Шурайх Хувайлид бин Амр аль-Хуза’и (да будет доволен им Аллах) сказал:

سمعت رسول الله - صلى الله عليه وسلم - يقول من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فليكرم ضيفه جائزته قالوا وما جائزته؟ يا رسول الله، قال يومه وليلته، والضيافة ثلاثة أيام، فما كان وراء ذلك فهو صدقة عليه

«Я слышал, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, оказывает уважение своему гостю в качестве дара ему". Люди спросили: "О Посланник Аллаха, а каков размер этого дара?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День и ночь, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трёх дней, а всё, что сверх этого, будет уже садака для него». (Бухари, Муслим)

Эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) подразумевают, что в течение дня и ночи гостю следует оказывать особое внимание и угощать его всем самым лучшим, что послужит гостю как бы подарком (джаиза) от хозяина, по истечении же суток гостя следует кормить тем же, что обычно едят хозяева. А после трёх суток оказание или неоказание гостеприимства становится делом добровольным.

Поэтому не следует долго оставаться в гостях, напрягая этим хозяина, особенно, когда он несостоятельный человек и у него нет возможности оказать гостю подобающее внимание.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), также сказал:

لا يحل لمسلم أن يقيم عند أخيه حتى يؤثمه قالوا يا رسول الله، وكيف يؤثمه؟ قال يقيم عنده ولا شيء له يقريه به

«Не разрешается мусульманину оставаться у брата своего столь долго, что он начнёт вводить его в грех». (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, как же он может ввести его в грех?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он сделает это, продолжая оставаться у него, когда хозяину будет уже нечем его угощать».

Здесь подразумевается, что в течение дня и ночи гостю следует оказывать особое внимание и угощать его всем самым лучшим, что послужит гостю как бы подарком (джаиза) от хозяина, по истечении же суток гостя следует кормить тем же, что обычно едят хозяева.

Если Аллах послал вам гостя, значит, Он послал благо в ваш дом. Поэтому гостей следует встречать приветливо. Угостите их самым лучшим, что есть в вашем доме. Уделяйте внимание всем.

Сироты и нуждающиеся тоже могут стать гостями вашего дома, ибо они нуждаются во внимании и пропитании. За это вы получите большую награду от Всевышнего. Относитесь с почтением и уважением к своим гостям. Наряжайтесь в красивые одежды для них, улыбайтесь им.

Гости вовсе не отнимают у нас наш хлеб, как думают некоторые, а наоборот, приносят в наш дом благо. Дуа, которые сделают за вас гости, принимаются Всевышним. Поэтому самое лучшее, что мы можем пожелать от гостей – это мольба за нас.

И ещё хотел бы в конце обратить внимание на другую сторону медали. Не нужно в гостеприимстве впадать в крайности. Не скупитесь дать то, что имеется в вашем доме, но и не выходите за пределы разумного, если у вас нет возможности на большее. Придерживайтесь золотой середины. В свою очередь, гости тоже не должны ждать от хозяев сверх того, что те могут им предложить. Следует быть благодарными и довольствоваться тем, как вас встречают.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.