Совершается ли джума-намаз, если на этот день выпадает ʻид-намаз

14 Июнь 2018
9530

 

Вопрос: Я прочитал одной книге по фикху, что если ʻид (ʻИд Аль-Фитр или ʻИд Аль-Азха) совпал с пятницей, то насчёт этого есть два мнения: 1. не нужно совершать джума-намаз; 2. помимо ʻид-намаза, надо обязательно совершить и джума-намаз. Что из этого верно?

Ответ: Когда день праздника совпадает с пятницей, то совершение ʻид-намаза не снимает обязанность совершения джума-намаза, потому что ʻид-намаз является только настоятельной сунной (муаккада), а джума-намаз – это фарз, который является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. А совершение сунны не снимает обязанности фарза.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُ الْبَيْعَ

(смысл): «Когда возгласят призыв на молитву в пятничный день, устремляйтесь к молитве и оставьте торговлю». (Сура Аль-Джума, 9)

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе, переданном от Джабира (да будет доволен им Аллах):

إنّ اللهَ عَزّ وجَلّ فَرَضَ عَلَيْكُمْ الجمْعَةَ فى يَوْمى هذا فى مَقامى هذا

«Поистине, Аллах на этом месте в этот день возложил на вас обязанность исполнения пятничной молитвы». (Ибн Маджа)

Однако во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был случай, когда день праздника совпал с пятницей, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха), показывая нам правильный путь, совершил в этот день оба намаза: прочитал обе хутбы и не оставил ни джума-намаз, ни праздничный намаз.

Это известный факт, который зафиксирован в книгах сунны и сборниках хадисов. Также это мнение большинства учёных (джумхур) из числа ханафитов, маликитов, шафиитов и одного из течений ханбалитов.

Посланник Аллаха позволил оставить джума-намаз в этот день жителям маленьких поселений в окрестностях Медины, которые живут далеко от мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и которым трудно добираться до неё для совершения двух намазов и дважды возвращаться. Поэтому он разрешил им совершать обеденный намаз в своих поселениях, сказав им:

اجْتَمَعَ عِيدَانِ فِي يَوْمِكُمْ هَذَا، فَمَنْ شَاءَ أَجْزَأَهُ مِنَ الْجُمُعَةِ، وَإِنَّا مُجَمِّعُونَ إِنْ شَاءَ الله

«В этот день у вас совпали два ʻида. Для тех, кто пожелает, ʻид-намаз заменяет джума, и, поистине, мы совершим оба намаза, иш-шаа-Ллах». (Ибн Маджах)

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджмуʻ, Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Сказал автор книги Аль-Мухаззаб (Ар-Рафии): "Если день праздника (ʻИд Аль-Фитр или Аль-Азха) совпал с пятницей, и на ʻид-намаз пришли жители окрестных поселений (ахль ас-савад), и они совершили его, то им можно уйти обратно и не делать джума-намаз.

От ʻУсмана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он сказал в своей хутбе:

ايها الناس قد اجتمع عيدان في يومكم فمن أراد من اهل العالية ان يصلي معنا الجمعة فليصل ومن اراد ان ينصرف فلينصرف

"О люди, в этот день у вас совпали два ʻида. Кто пожелает из ахль Аль-Алия (жителей маленьких поселений в окрестностях Медины) совершить вместе с нами джума-намаз, пусть совершает его. А кто пожелает уйти и вернуться домой, тот пусть уйдет (то есть ему разрешается не оставаться на джума-намаз)".

И никто не стал его порицать за это. Ведь если люди останутся в городе, то не смогут подготовиться к празднику. Если же они уйдут и потом вернутся обратно для совершения джума-намаза, то это их затруднит, а обязанность совершения джума-намаза снимается, если в этом имеются затруднения.

Однако среди больших учёных нашего мазхаба есть те, кто говорит, что и они обязаны совершить джума. Потому что тот человек, для которого обязательно совершение джума в любую другую пятницу, должен совершить его и в праздничную пятницу, подобно жителям городов. Однако в книге Аль-Умм (Имама Аш-Шафии) написано первое мнение (они не обязаны совершить джума)".

Это предание от ʻУсмана (да будет доволен им Аллах) передаёт Аль-Бухари в своём сборнике достоверных хадисов "Ас-Сахих". "Аль-Алия" – это небольшой населённый пункт, расположенный к востоку от Медины. Под "ахль ас-савад" подразумеваются жители поселений, до которых доносится голос азана и которые должны приходить на джума-намаз в город.

Что же касается шариатских постановлений (хукм) относительно этого вопроса, то имам Аш-Шафии и большие учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали, что если день праздника (разговение или жертвоприношение) совпал с пятницей, и на ʻид-намаз пришли жители окрестных поселений, которые должны присутствовать на джума-намазе из-за того, что слышали азан, и совершили ʻид-намаз, то с жителей города однозначно не снимается обязанность совершения джума-намаза.

Что же касается жителей этих сёл, то на этот счёт есть два мнения. Более аргументированное мнение высказано в книге Имама Аш-Шафии Аль-Умм».

Далее Имам Ан-Навави пишет:

«Примечание: мнения учёных по этому вопросу.

Мы выше упомянули, что в нашем мазхабе жители городов обязаны совершить джума, а обязанность снимается только с жителей поселений (в которых не совершается джума). Это же мнение высказали ʻУсман ибн ʻАффан, ʻУмар ибн Абдулазиз и большинство учёных (джумхур).

ʻАта ибн Рабах сказал: "Если люди совершили ʻид-намаз, то после него они не должны в этот день совершать ни джума-намаз, ни обеденный намаз, ни что-либо другое до послеобеденного намаза, вне зависимости от того, являются они жителями сёл или городов.

Ибн Аль-Мунзир сказал: "Что-то подобное нам передали от ʻАли ибн Абу Талиба и Ибн Аз-Зубайра (да будет доволен ими Аллах).

Имам Ахмад же сказал, что снимается обязанность совершения джума-намаза с жителей сёл и городов, но они обязаны совершить обеденный намаз.

Имам Абу Ханифа сказал: "Не снимается обязанность совершения джума-намаза с жителей городов, а также и жителей сёл".

Те, кто говорит о необязательности совершения джума-намаза всеми, приводят в качестве довода хадис Зайда ибн Аркама, который сказал, что он был свидетелем того, как во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совпали два ʻида. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил ʻид-намаз, а потом он разрешил не совершать джума-намаз, сказав:

مَنْ شَاءَ أَنْ يُصَلِّيَ فَلِيُصَلِّ

"Если, кто желает совершить (джума), пусть совершает". Этот хадис передали Абу Давуд, Ан-Насаи и Ибн Маджа с хорошей цепочкой передатчиков, и Абу Давуд не посчитал его слабым.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

قَدْ اجْتَمَعَ فِي يَوْمِكُمْ هَذَا عِيدَانِ فَمَنْ شَاءَ أَخَّرَ أَمْرَ الْجُمُعَةِ وَإِنَّا مُجْتَمِعُونَ

"В этот день у вас совпали два ʻида. А тот, кто пожелает, может отложить джума-намаз, и, поистине, мы совершаем оба намаза". Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджах со слабой цепочкой передатчиков.

Абу Ханифа же ссылается на то, что основой является обязанность совершения джума-намаза.

ʻАта ибн Рабах привёл в качестве довода случай, свидетелем которому был он сам: во времена правления Ибн Аз-Зубайра день праздника совпал с пятницей, и он сказал: "Совпали два ʻида". Потом Ибн Аз-Зубайр объединил оба намаза и утром совершил вместо обоих намазов два ракаата. Далее он не прибавил к этому больше ничего до послеобеденного намаза.

Это хадис от ʻАта ибн Рабаха передал Абу Давуд с достоверной цепочкой передатчиков, согласно условиям имама Муслима:

صَلَّى ابْنُ الزُّبَيْرِ فِي يَوْمِ عِيدٍ يَوْمَ جُمُعَةٍ أَوَّلَ النَّهَارِ ثُمَّ رُحْنَا إلَى الْجُمُعَةِ فَلَمْ يَخْرُجْ إلَيْنَا فَصَلَّيْنَا وُحْدَانًا وَكَانَ ابْنُ عَبَّاسٍ بِالطَّائِفِ فَلَمَّا قَدِمَ ذَكَرْنَا ذَلِكَ له فقال أصحاب السُّنَّةَ

"Ибн Аз-Зубайр, когда пятница совпала с ʻидом, в начале дня совершил только один намаз. Потом мы пришли на джума, а он не вышел к нам, и мы сами совершили намаз поодиночке. В это время Ибн Аббас был в Таифе. А когда он вернулся, мы рассказали ему об этом, и он сказал: обладатели Сунны". (Абу Давуд)

Учёные же нашего мазхаба в своём мнении ссылаются на хадис ʻУсмана (да будет доволен им Аллах) а остальные хадисы они истолковали так, что это касалось только жителей сёл (в которых не делается джума и куда доносится азан)».

Исходя из всего этого, для уверенности в выполнении всех предписаний религии для нас же будет лучше совершить оба намаза. Что же касается того, кто, согласно мнению ханбалитов (то есть – тот, кто совершил ʻид-намаз в этот день не должен совершать джума-намаз), не совершил джума, то он обязательно должен совершить обеденный намаз.

Что же касается того, что в этот день отпадает обязанность совершения и обеденного намаза, то такого мнения нет ни одном из четырёх мазхабов Ахль Сунны. Это мнение также противоречит прямым шариатским текстам, в которых говорится об обязанности совершения пяти намазов в сутки. Поэтому не разрешается следовать этому мнению и выдавать фетву, разрешающую это.

Как видите, в этом вопросе нет повода для спора, который разделяет мусульман, празднующих ʻид. Поэтому мы должны следовать тому мнению, в правильности которого уверены, оставить сомнительные слова и без споров одобрить все мнения, которые установлены во всех четырёх мазхабах, которым следуют мусульмане.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.