Об ответственности быть мусульманином

22 Июнь 2018
4226

Один из знакомых автора, в своё время считавший себя убеждённым мусульманином, отказался от Ислама (Аллах ему судья! И упаси нас Аллах!). Поводом для такого судьбоносного решения стала мысль о том, что учение Пророка Мухаммада формирует гордыню, возвышение эго, сознание своей исключительности.

Я пишу «повод», потому что этот человек никогда не был истинным мусульманином. Он был высокодуховным сильным человеком, обладающим исключительными качествами, организатором, посвятившим свою дальнейшую жизнь служению святому из Индии.

Заблуждение исходит от того, что он не смог осознать диалектический подход к религии и окружающему миру. Весь смысл Ислама заключается именно в том, чтобы сдерживать свою гордыню посредством поклонения Всевышнему, полностью вручив свою волю Творцу.

Думается, что ошибку он совершил потому, что испугался получения сверхспособностей: обладая сильной волей, высоким интеллектом, постоянно читая Священный Коран, он мог стать врачевателем, психотерапевтом и так далее. А эти способности налагают на личность огромную ответственность: малейшее потакание своим капризам и эго может обернуться трагедией. Практика показывает, что среди экстрасенсов мало людей, спокойно доживающих до старости и имеющих нормальную семью.

Провозгласить себя истинным мусульманином, освободившимся от множества недостатков – зависти, сплетен, осуждения окружающих и себя, гордыни, презрения, спешки, злорадства, страха за будущее – могут совсем немногие. Безупречное выполнение требований ибады, посвящение времени изучению исламских календарей и иных источников информации, бесконечные разговоры наших сестёр и братьев о деталях соблюдения каких-либо норм богослужения – дело, несомненно, угодное Аллаху.

Однако такое скрупулёзное исполнение множества требований ибады иногда формирует чувство самовозвышения и гордыни. Гордыня как главный грех людей возникает из-за понимания собственной исключительности на основе безупречного выполнения канонов богослужения.

Поэтому и герой нашего рассказа испугался, не понимая, что Ислам послан Аллахом народам мира именно для того, чтобы они сдержали грех иблиса. А удержание нашего нафса от выполнения нашёптываний шайтана невозможно без вручения своей души и разума Всевышнему. Только Он поможет нам спасти бессмертные души и прийти к Нему с надеждой на вечные радости райских садов.

Несомненная сущность исламского вероучения, имеющего высоконравственную природу и направленного на совершенствование личности и уммы, доказывается в 104 аяте суры Али Имран:

وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

(смысл): И пусть будет среди вас община, которая повелевает творить одобряемое и удерживает от неодобряемого (запретного). И такие – обрётшие счастье в обоих мирах». (сура Али ʻИмран: 104)

Эта цитата достаточно убедительно показывает истинную сущность мусульманской религии, фундаментом которой является не реализация социально-политических амбиций сектантов, а обращение к милости и добру. Главным при этом выступает стремление к любви, добру, состраданию, милосердию, терпению…

По сути именно они провозглашаются фундаментальными обязанностями каждого мусульманина. Не самовосхваление, явное и тайное, не гордыня из-за выполнения требований ибады, а воспитание высоконравственных норм личности есть смысл мусульманства.

При этом речь идёт не о примерах проявления эпизодического благородства по отношению к бедным и униженным, например, в Священном месяце Рамадан. Нет, такова должна быть сама природа верующего человека, то есть вышеперечисленные и другие прекрасные качества должны стать частью сущности мусульманина и стать его повседневностью.

Истинная сущность мусульман как носителей высокой нравственности выражается в 110 аяте той же суры (Али ʻИмран) и в 41 аяте суры Аль-Хадж:

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ

(смысл): «Вы лучшая из общин, созданная для блага людей, повелевающая творить одобряемое, остерегающая от предосудительного (запретного) и верующая в Аллаха». (сура Али ‘Имран, 110)

الَّذِينَ إِنْ مَكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ

(смысл): «Мы обещали Свою помощь и поддержку тем, кто, если Мы их укрепим на Земле, совершает намазы надлежащим образом и даёт обязательную милостыню (закят) тем, кому она полагается, и повелевает совершать одобряемое и удерживает от совершения неодобряемого (запретного). И у Аллаха – завершение всех дел». (сура Аль-Хадж: 41)

Эти аяты требует от нас быть лучшими и достойно нести звание мусульманина. Своим внешним видом и поведением мы отличаемся от массы простых обывателей. Наши тюбетейки летом за версту показывают, что мы люди особые, выполняющие нравственные требования – особые в смысле того, что кроме соблюдения государственных законов, мы выполняем каноны Ислама. Естественно, всё это возлагает на нас особую ответственность, поэтому мы не имеем права ни на секунду забывать о своей принадлежности Аллаху.

Терпение, по моему мнению, вот что необходимо многим в обществе. Никаких негативных реакций – осуждения и презрения окружающим – допускать мы не имеем права. Тем, кто одет в харамные одежды, курит, сквернословит, мы может сделать мягкое культурное замечание, но никоим образом нельзя выражать негативные эмоции.

Вспоминается рассказ С. Н. Лазарева о сути истинной веры во Всевышнего. Вышла почтенная старушка из церкви, где полдня истово молилась Богу, поставив свечи. Неожиданно накрашенная и свободно одетая девчонка нечаянно толкнула верующую бабушку. В ответ на это старая женщина начала самыми оскорбительными и унижающими личность словами ругать девушку.

По мнению Лазарева, в этой старушке истинной веры нет. Ибо она прежде всего проявляется в терпении, способности достойно встречать удары, унижения и оскорбления, даже нанесённые целенаправленно.

Диалектика Ислама как монотеистической религии такова, что мы должны совмещать две противоположности: с одной стороны – воспитывать в себе высоконравственные нормы и принципы, а с другой – сдерживать свой нафс от харамных, непозволительных действий.

Процесс этот долгий и трудный. Однако у нас есть одно преимущество – мы знаем, что можно, а что нельзя. Ин-шаа-Ллах, при помощи Милостивого Аллаха мы рано или поздно сможем выполнить главное наше предназначение – быть МУСУЛЬМАНАМИ.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.