Испрашивание совета или истихара?

Вопрос: 
Расскажите, пожалуйста, о истихаре и обращении за советом, и что предпочтительнее при возникновении противоречия между ними?

Ответ:

О желательности совершения истихара[1] ученый мазхаба имама аш-Шафи'и имам ан-Навави в своем труде «Аль-Азкар» пишет:

ﺗﺴﺘﺤﺐ اﻻﺳﺘﺨﺎﺭﺓ ﺑﺎﻟﺼﻼﺓ ﻭاﻟﺪﻋﺎء، ...ﻭﻟﻮ ﺗﻌﺬﺭﺕ ﻋﻠﻴﻪ اﻟﺼﻼﺓ اﺳﺘﺨﺎﺭ ﺑﺎﻟﺪﻋﺎء، ...ﺇﻥ اﻻﺳﺘﺨﺎﺭﺓ ﻣﺴﺘﺤﺒﺔ ﻓﻲ ﺟﻤﻴﻊ اﻷﻣﻮﺭ...ﻭﺇﺫا اﺳﺘﺨﺎﺭ ﻣﻀﻰ ﺑﻌﺪﻫﺎ ﻟﻤﺎ ﻳﻨﺸﺮﺡ ﻟﻪ ﺻﺪﺭﻩ

«Желательно делать истихару, совершив намаз и прочитав ду’а. Если же нет возможности совершить намаз, то совершают истихару чтением ду'а. Поистине, истихара желательна во всех делах. После её совершения пусть он предпримет то, к чему склонится его сердце»

[См.: аль-Азкар, с. 120].

В своих комментариях к книге «Аль-Азкар» имам 'Аллан ас-Сиддики пишет следующее:

أي التي يريد التلبس بها مباحة كانت أوعبادة، لكنها في الثاني بالنسبة لإيقاع العبادة في ذلك الوقت الذي عزم على إيقاعها فيه لا بالنسبة لأصل فعلها لأنه خير البتة، ويؤخذ من قولنا لكنها الخ أنه لا استخارة في الواجب المضيق وهو ظاهر إذ الاستخارة طلب خير الأمرين من الفعل الآن والترك وهذا إنما يتصور في الموسع دون المضيق إذ لا رخصة في تأخيره.

«То есть [истихара желательна] в тех делах, которые он хочет совершить, будь то дозволенные дела или же поклонение. Однако при совершении поклонения ('ибадат) истихара делается с намерением определить совершить ли данное поклонение в то время, когда он желает его совершить, а не совершить ли вообще, так как поклонение само по себе благо.

Из сказанного следует, что истихара не делается для совершения обязательного поклонения, которое нельзя откладывать, и это очевидно, так как смысл истихары заключается в просьбе к Всевышнему указать, что лучше: совершить или оставить, и это касается обязательного поклонения, которое можно отложить (например, хадж и умра) в отличие от обязательного поклонения, откладывать которое не разрешено»

[См.: Аль-Футухат ар-Раббани, т. 3, с. 236].

Далее имам ан-Навави пишет:

اﻋﻠﻢ ﺃﻧﻪ ﻳﺴﺘﺤﺐ ﻟﻤﻦ ﻫﻢ ﺑﺄﻣﺮ ﺃﻥ ﻳﺸﺎﻭﺭ ﻓﻴﻪ ﻣﻦ ﻳﺜﻖ ﺑﺪﻳﻨﻪ ﻭﺧﺒﺮﺗﻪ ﻭﺣﺬﻗﻪ ﻭﻧﺼﻴﺤﺘﻪ ﻭﻭﺭﻋﻪ ﻭﺷﻔﻘﺘﻪ

ﻭﻳﺴﺘﺤﺐ ﺃﻥ ﻳﺸﺎﻭﺭ ﺟﻤﺎﻋﺔ ﺑﺎﻟﺼﻔﺔ اﻟﻤﺬﻛﻮﺭﺓ ﻭﻳﺴﺘﻜﺜﺮ ﻣﻨﻬﻢ، ﻭﻳﻌﺮﻓﻬﻢ ﻣﻘﺼﻮﺩﻩ ﻣﻦ ﺫﻟﻚ اﻷﻣﺮ، ﻭﻳﺒﻴﻦ ﻟﻬﻢ ﻣﺎ ﻓﻴﻪ ﻣﻦ ﻣﺼﻠﺤﺔ ﻭﻣﻔﺴﺪﺓ ﺇﻥ ﻋﻠﻢ ﺷﻴﺌﺎ ﻣﻦ ﺫﻟﻚ، ..ﻭﻋﻠﻰ اﻟﻤﺴﺘﺸﺎﺭ ﺑﺬﻝ اﻟﻮﺳﻊ ﻓﻲ اﻟﻨﺼﻴﺤﺔ ﻭﺇﻋﻤﺎﻝ اﻟﻔﻜﺮ ﻓﻲ ﺫﻟﻚ

«Знай, что желательно тому, кто захотел совершить какое-либо дело, посоветоваться в этом вопросе с человеком, в религии, опыте, мудрости, искренности, набожности и сострадании которого он уверен. Желательно советоваться с группой людей, обладающих этими добродетелями, рассказать им о своем интересе к этому делу, разъяснить им пользу и вред, если он что-то знает об этом. Советчик должен приложить все усилия для размышления, когда дает совет или рекомендацию»

[См.: Аль-Азкар, с. 324].

Ибн 'Аллан ас-Сиддики далее пишет:

فعليه أي المشير أن يشير بما فيه صلاح الدين إما مع صلاح الدنيا أيضا أو صلاحه فقط

«Советчик обязан посоветовать то, в чем есть благо для его религии и мирской жизни либо только для религии».

Далее имам ан-Навави пишет:

ﻭﺇﺫا ﺷﺎﻭﺭ، ﻭﻇﻬﺮ ﺃﻧﻪ ﻣﺼﻠﺤﺔ، اﺳﺘﺨﺎﺭ اﻟﻠﻪ ﺳﺒﺤﺎﻧﻪ ﻭﺗﻌﺎﻟﻰ ﻓﻲ ﺫﻟﻚ

«И когда после получения совета станет ясным, что в совершении этого есть благо, то пусть обратится к истихаре»

[См.: Аль-Азкар, с. 214].

Ибн 'Аллан ас-Сиддики далее пишет:

ظاهر كلامه بل صريحه تقديم الاستشارة قبل الاستخارة،

قال ابن حجر الهيتمي: وليس ببعيد حتى عند التعارض لأن الطمأنينة إلى قول المستشار أقوى منها إلى النفس؛ لغلبة حظوظها، وفساد خواطرها، قيل ومن ثم لو اطمأنت نفسه، وارتاضت، وغلب صدق إرادتها قدم الاستخارة .. وهو واضح.

 «Из этих слов понятно, что советоваться предпочтительнее, чем делать истихару. Имам ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: "Это решение не является маловероятным даже в том случае, когда происходит противоречие между результатами совета и истихары, так как доверие к словам советчика сильнее, чем к тому, к чему склоняется сердце (после истихары) из-за преобладания страстей над ним и порочности его мыслей. И сказано, что если его душа совершенна, сердце духовно натренировано и превалирует чистота его желаний, то предпочтение даётся истихаре, и это мнение является более аргументированным"»

[См.: Аль-Футухат ар-Раббани, т. 5, с. 65-67].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Прежде чем приступить к какому-либо делу, желательно сначала обратиться за советом к богобоязненным, опытным людям, а потом сделать истихару.

• При противоречии результатов истихара и совета, предпочтение дается совету. Однако людям, достигшим духовного совершенства, следует дать предпочтение истихаре.

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

[1] Истихара — это испрашивание у Всевышнего указания на правильный выбор в каком-либо деле.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.