Хасан аль Басри сказал: «Чернила учёных будут сопоставлены с кровью шахидов, и Весы с чернилами учёных перевесят».
Сюрприз или яблоко раздора?
Священный месяц Раби Аль-Авваль преподнёс нашей республике, вероятно, лучший подарок, который только мог преподнести. В наш скромный «вавилон» с дружеским визитом прибыл богослов с мировым именем, прямой потомок Пророка Мухаммада ﷺ Мухаммад ас-Сакаф.
Мухаммад ибн Абдурахман ибн Аляви ибн Абдулла ибн Хусейн ибн Мухсан ибн Аляви ибн Сакаф является прямым потомком нашего Господина Пророка Мухаммада ﷺ, чья родословная восходит к Хусейну ибн Али ибн Абу-Талибу и Фатиме бинт Мухаммад ﷺ.
Шариатские знания Ас-Сакаф получал, помимо прочих, у такого известного учёного, как Мухаммад Аляви Аль-Малики. После своего обучения Мухаммад Ас-Сакаф начал плотно заниматься призывом к Исламу и с этой миссией объездил большое количество стран.
Известны его проповеди, прочитанные в Кении, Йемене, Ливане, Египте, Иордании, Америке, а также в странах Персидского залива. И вот, наконец, всемирно известный проповедник посетил и нашу маленькую республику.
Как отметил сам учёный, он уже давно имел намерение посетить Дагестан и поближе познакомиться с дагестанскими братьями по вере. Ну что ж, мечты, как мы видим, сбываются, и по приезде в наш очаровательный край богослова встретила целая делегация из алимов и простых мусульман.
Оказавшись в нашей республике, светило исламских наук приняло участие в ряде просветительских мероприятий и встреч, чем несказанно обрадовал наших земляков. За короткое время богослов успел посетить огромное количество мест, где с неизменным успехом собирал аншлаг и рекрутировал новых прихожан в мечети.
Ну и по старой доброй традиции дорогой гость прочёл пятничную проповедь в центральной мечети столицы. Событие вызвало резонанс и было освещено рядом центральных СМИ.
Также ролики с приездом учёного попали в новостную ленту Инстаграм с неоднозначными описаниями от админов некоторых сообществ. Например, многие подписывали видео с приездом учёного примерно так: «В Дагестан прибыл учёный, говорят, он потомок Пророка ﷺ», и далее в том же духе.
Само собой, данное описание было чистой воды провокацией и подействовало на нашу аудиторию как призыв к вербальным боям без правил, которые мы регулярно наблюдаем в комментариях.
В общем, дешёвая попытка недальновидных админов срубить хайп на противоречии сработала на ура. В обсуждениях под видео о визите потомка Пророка ﷺ предсказуемо начали бушевать моря, падать самолеты адекватности и извергаться вулканы застоявшейся желчи.
Если кто не в курсе, то напомню, что споры относительно того, является ли тот или иной человек на самом деле потомком Пророка ﷺ, а если и является, то стоит ли об этом вообще говорить и… бла-бла-бла, случаются регулярно.
В общем, высказывания подобного рода стали уже привычными, да вот только слишком уж противоречивыми. Ну что ж, давайте взглянем на это под другим углом.
А был ли мальчик?
Во-первых, для тех, кто сомневается в том, являются ли потомки Пророка ﷺ его потомками, скажу лишь, что есть такая штука, как генеалогия, благодаря которой мы знаем, что наш дедушка подлинно является представителем того или иного рода и носителем определённой фамилии.
Вещи-то, в принципе, простые, как панцирь черепахи, но, как мы знаем, для любителей игнорировать доводы разума в качестве повода подойдёт всё, что угодно. Вот и на этот раз батальоны клавиатурных алимов и профессоров виртуального Шариата начали высказывать сомнения: «А где доказательства, что он и вправду его потомок?» и далее со знаком бесконечности.
И знаете, что мне интересно: а не возникают ли у подобных «следователей» сомнения относительно того, являются ли их дети на самом деле их детьми, и правильно называть свою мать матерью, ведь доказательств в виде ДНК-анализов на родовую связь им никто не предоставлял.
В общем, если вы решите мыслить подобными категориями, то закончится это тем, что за вами приедут милые джентльмены в белых халатах, и недостатка в транквилизаторах у вас не будет очень долго.
Опровергать эти предъявы заведомо бесполезно и как-то странно, поэтому давайте переместимся ко второму камню преткновения.
Между адабом и ширком
Теперь немного раскачаем вопрос, стоит ли проявлять к учёным и потомкам Пророка ﷺ особый пиетет и выделять их из общей массы. В священном Коране Всевышний говорит:
قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ
(смысл): «Скажи (о Посланник): "Разве равны те, которые знают, и те, которые ничего не знают?"». (сура Аз-Зумар: 9)
Теперь давайте включим мозги и подумаем, можно ли ставить знак равенства между простыми людьми и обладателями знаний, если сам Всевышний выделил их в Своей книге? Или аяты Корана – это не стопроцентный довод?
Конечно, для определённой прослойки нашего социума ставить «кого над кем-то» это чистой воды «статья» (чуть ли не ширк, ахи!), и они могут до посинения спорить по этому поводу. Однако давайте вспомним, как в этом вопросе вели себя учёные-муджтахиды.
Например, имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) писал: «По пришествии в Медину я увидел почтение и трепет, которое внушал имам Малик, да смилуется над ним Аллах. Это увеличило моё уважение к нему до такой степени, что время от времени, (находясь) в его присутствии, я перелистывал страницу как мог тише, боясь потревожить его».
Другой великий учёный-муджтахид, имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал:
ما مددت رجلي نحو دار أستاذي حماد بن أبي سليمان إجلالاً له، وكان بين داره وداري سبع سكك
«Я ни разу не протягивал ноги в сторону дома моего учителя, Хаммада ибну Абу Сулаймана, хотя (расстояние) между моим домом и его домом составляло семь кварталов».
Так получается, великие имамы прошлого были неучами и не знали, что они борщат? И вообще, как это можно кого-то чрезмерно уважать и что-то ради этого делать? Это же явный ширк!
Например, зачем ездить встречать такого же человека, как ты, и тем самым возносить его над остальными? Однако погодите! Ведь тут мы натыкаемся на айсберг лицемерия и редчайший пример двоемыслия.
Прикол в том, что самые лютые противники «адаба и возвеличивания учёных» при ближайшем рассмотрении оказываются самыми ярыми фанами чего-то иного. Например, тех же ММА.
Да, именно они готовы были вставать в два часа ночи, чтобы не пропустить очередной турнир Ultimate Fighting Championship и на радостях скакать по улицам, празднуя победу своих кумиров.
Это именно они оголтело рубятся в комментариях с каждым, кто нелестно отзывается об их героях, абсолютно при этом не стесняясь в выражениях. И, конечно же, это они денно и нощно будут искать оправдания своим любимчикам, возводя их высказывания чуть ли не на уровень хадисов.
И эту картину мы наблюдаем так часто, что она уже стала чем-то само собой разумеющимся для нашего менталитета. А может, я не прав и добавил что-то от себя?
Представьте, что было бы, если бы они (отрицающие) так же реагировали бы на приезд алимов и наступление исламских праздников. Но ничего подобного, к сожалению, ради Ислама они никогда не делают, если не считать сотрясения воздуха. И тут возникает логичный вопрос: а так ли страшно после всего этого выражать респект исламским учёным?
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
ليس منا من لم يرحم صغيرنا ويعرف شرف كبيرنا
«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям)». (Тирмизи, 1920)
Однако для некоторых хадис тоже не всегда довод. Ведь можно назвать его (хадис) ложным, а имам ошибся в этом вопросе. Или открыть глаза всему миру, заявив, что хадис на самом деле про «настоящих» учёных, которых давно уже нет. То есть всегда можно переобуться и поменять полюс, лишь бы эта ненужная правда так не резала уши и не обжигала глаза.
Рассказывается, что когда имам Муслим (смилуется над ним Аллах) услышал унизительные слова от своего учителя Мухаммада ибн Яхьйи Аз-Зухли (да смилуется над ним Аллах) в адрес другого своего учителя – имама Бухари (да смилуется над ним Аллах), то имам Муслим немедленно встал и покинул собрание. Позже он вернул имаму Зухли все повествования, которые у него брал.
Именно так прежние мусульмане ценили и чтили алимов. Сегодня же мы наблюдаем удивительное явление, когда кто-то требует доводы к тому, что уважение к учёным и любовь к потомкам Посланника Аллаха ﷺ не является порицаемым. Для меня даже просто писать об этом как-то непривычно.
Вроде бы такие элементарные вещи, а споры вокруг них никак не прекратятся. Тем не менее, друзья мои, на сегодня, думаю, хватит. И напоследок: почитайте учёных и не переставайте любить и возвеличивать потомков Пророка ﷺ, кто бы что бы вам ни говорил.
Камаль Магомедов