Дополнительные вопросы, связанные с заупокойной молитвой

24 Июль 2014
1213

Правила совершения коллективной погребальной молитвы тем, кто опоздал к ее началу. Если опоздавший присоединяется к коллективной погребальной молитве лишь после того, как имам уже выполнил некоторые ее столпы, то он, произнося «Аллаху акбар», вступает в намаз и читает после него суру «Аль-Фатиха», независимо от того, в каком такбире имам в данный момент находится. Потому что там, где опоздавший маъмум присоединился к имаму, берет свое начало его намаз. И, следовательно, ему необходимо сохранить порядок совершения действий своего намаза, а не намаза имама.

Итак, после первого такбира опоздавший читает суру «Аль-Фатиха», т. е. если захочет, он может прочесть ее сразу после первого такбира, а если захочет – может и отложить ее чтение на другие такбиры.

Некоторые ученые утверждают, что для опоздавшего сунной является читать суру «Аль-Фатиха» после первого такбира, а аз-Зияди75 говорит, что он обязан читать ее после первого такбира. Так пишется в книге «Бушра аль-карим».

Шейх аль-Ислам в книге «Минхадж» и в комментарии к ней пишет, что если после того, как опоздавший вступит в намаз, имам произнесет следующий такбир, то маъмуму также необходимо последовать за ним, независимо от того, успел он начать чтение суры «Аль-Фатиха» или же уже прочитал ее какую-то часть. То есть если он был намерен читать суру «Аль-Фатиха», то она ему засчитывается как прочитанная (даже если он не успел прочесть), и после того, как имам завершит намаз заключительным приветствием, маъмум дополняет оставшиеся свои такбиры чтением салавата Пророку (мир ему и благословение), мольбы. Однако если в данном случае опоздавший к намазу был намерен читать суру «Аль-Фатиха» не после первого такбира, а после другого, то тогда ему она не засчитывается как прочитанная (т. е. он обязан прочесть ее).

Если до завершения опоздавшим своего намаза унесут тело умершего, даже на расстояние более 150 метров, или между ними окажется преграда, или тело покойного не в стороне Киблы от молящегося, то это никак не влияет на действительность его намаза.

Если человек вступил в погребальный намаз, когда тело покойного уже уносят, и при вступлении в намаз усопший находился в передней от молящегося стороне, и при этом между ним и телом не было преграды, и до завершения намаза тело покойного не отдалилось от молящегося на расстояние более чем 150 метров, то тогда тоже намаз считается действительным. А преграда, которая оказалась между ним и телом покойного, когда его уже уносили, тоже не берется в расчет.

В погребальной молитве, независимо от того, совершается она в дневное время или же ночью, сура «Аль-Фатиха» читается тихо, про себя.

Произнести перед сурой «Аль-Фатиха» формулу «Исти‘азы» («А‘узу билляхи мина-щщайтани-рраджим» – «Я прибегаю к помощи Аллаха против проклятого сатаны») является сунной, однако читать перед ней молитву «Ифтитах» («Ваджахту») не является сунной, но и не запретно.

Согласно достоверному мнению ученых, читать какую-либо другую суру после суры «Аль-Фатиха» тоже не является сунной. Так пишется в книге «Минхадж» и в комментарии к ней.

Некоторые ученые, в частности Ибн Имад и Ибн Хаджар, говорят, что если намаз совершается уже за погребенного или находящегося вдали умершего, то тогда можно читать и «Ифтитах», и другую суру после суры «Аль-Фатиха».

Приводится в книге «И‘аб», что если молящийся за имамом завершит чтение суры «Аль-Фатиха» прежде, чем имам, то для него подобает читать какую-либо суру, чем молчать. Ибн Касим говорит, что в данном случае приличествует прочитать мольбу для умершего, а не суру из Корана. Также читается мольба и в случае, если маъмум завершит чтение салавата прежде, чем имам. И можно в нем несколько раз повторять формулу благословения Пророка (мир ему и благословение), ибо его благословение является причиной принятия мольбы Всевышним Аллахом, и принятие мольбы Создателем – основная цель погребальной молитвы.

По завершении чтения суры «Аль-Фатиха» сунна также произнести «Амин!», т. е. про себя, после чего дополняют еще и: «Аль-хамду лилляхи Раббиль-‘алямина». Так пишет аль-Кальюби, ссылаясь на книгу «Равдат».

Из книги "Cущность смерти и похоронный обряд"

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.