Раздел о сужудах, совершаемых при чтении определенных аятов из Корана и при получении блага или же при избавлении от невзгод в знак благодарности Всевышнему (сужуду-тилава и сужуду-шукри).
Аятов, после которых желательно делать сужуду-тилава, – четырнадцать в тринадцати сурах: два сужуда в суре «аль-Хадж» и по одному в сурах «аль-А’раф», «ар-Ра’д», «ан-Нахл», «аль-Исра», «Марьям», «аль-Фуркан», «ан-Намл», «Алифлам танзил» («ас-Сажда»), «Хамим ас-Сажда» («Фуссила»), «ан-Надж», «аль-Иншикак», «аль-’Алак». Но сужуд в суре «Сад» – это не сужуду-тилава, а сужуду-шукри, и при совершении намаза нельзя при чтении аята данной суры делать сужуд. В противном случае намаз нарушается – если молящийся сделает это преднамеренно, зная о недопустимости.
В иное время, не в намазе, при чтении данного аята мы делаем сужуд с намерением выразить благодарность Аллаху в том, что Он принял покаяние от пророка Давуда (мир ему). Пророк Давуд (мир ему) сделал этот сужуд в качестве покаяния, а мы сделаем в знак благодарности.
Сужуду-тилава (земной поклон, необходимый при чтении определённых айятов Корана) желательно делать тому, кто прочел аят, и тому, кто услышал этот аят полностью.
Примечание:
Данный сужуд не делается при прослушивании аята по техническим средствам (например, магнитофон), или же если он был произнесен животным, джинном, ангелом, кафиром, ребенком, мажнуном, оскверненным человеком, женщиной, находящейся в месячном цикле.
Если имам во время намаза прочитает аят, после которого следует сужуду-тилава, и сделает его, то мамумы обязаны повторить за ним. В противном случае их намаз нарушится, т.е. мамум делает этот сужуд только тогда, когда его выполняет имам.
Для совершения сужуду‐тилава вне намаза, кроме уже известных условий его совершения, есть несколько дополнительных:
1. Намерение сделать такой сужуд.
2. Вступительный «Такбир».
3. «Салам».
Дополнение к вышесказанному. Человек, прочитавший аят, пожелал сделать сужуд. Сидя, он должен повернуться в сторону Киблы. Прикрыв аврат, имея омовение, на чистом месте, в чистой одежде, сделав намерение, произнесет вступительный «Такбир», приподняв руки так же, как для намаза. Затем, не поднимая рук, произнесет «Такбир» еще раз и совершит сужуд; произнося «Такбир», сядет, сказав «Салам» без чтения «Ташаххуда».
Желательно читать в сужуду-тилава, как в намазе, так и вне его, следующую мольбу:
سَجَدَ وَجْهِيَ لِلَّذِي خَلَقَهُ وَصَوَّرَهُ وَشَقَّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ بِحَوْلِهِ وَقُوَّتِهِ
Перевод: «Я поклонился создавшему меня Аллаху, создавшему мой облик, открывшему мои глаза и уши своим Могуществом».
Сужуду-тилава желателен при каждом чтении аята, независимо от того, читается он в одном или в двух собраниях, в одном или в двух ракаатах, т. е. при повторном чтении аята желательно сделать сужуд.
Примечание:
Запрещается читать аят с целью совершения сужуд в намазе и, когда намаз нежелателен, если это сделать, намаз нарушается.
Сужуду-тилава упускается, если после чтения аята прошло много времени.
Сужуду-шукри делается не в намазе, в противном случае намаз нарушается. Сужуду-шукри желательно делать при получении благ или спасении от бед, например, родился ребенок, была спасена жизнь.
Также желательно сделать сужуду-шукри при виде парализованного или очень больного человека, но скрытно от него. Желательно сделать его и при виде грешника, ослушающегося Всевышнего, и делается у него на глазах. Если же он опасен, сужуд делается не при нем.
В своем выполнении сужуду-шукри подобен сужуду-тилава во всем.