Можно ли желать для себя смерти?

1 Сентябрь 2014
15305

Этот вопрос сегодня актуален. Особенно такая мысль и вопрос (в уме) возникает у молодого поколения по разным причинам. Причины бывают объективные, разумные  и, к сожалению, вообще бессмысленные и непонятные, но «важные», как кажется самому человеку.

Если говорить о причинах, которыми часто руководствуется молодое поколение, то основная причина желания смерти – это мирские страсти: безответное чувство, обида, ложь и т.д. Мы не оправдываем эти причины, но констатируем факт. Только у немногих есть конкретные уважительные причины для этого.

Итак… Ответ на такой вопрос зависит от положения, намерения и степени человека.

Просьба смерти в неверии.

Если человек просит смерти в неверии, то тут уже ситуация другая: такая мольба запретна и в такой мольбе есть довольство и желание неверия. Человек обязан покаяться и вернуться в Ислам, иначе он - вероотступник.

Просьба смерти для сохранения веры и чести…

Что касается желания смерти в Исламе, с верой в сердце, защищая свою честь или свою веру, (например, кругом смута и грехи, от соблазна которых трудно сохранить себя), то такая мольба дозволена.

В Коране Аллах сказал, говоря о Пророке Юсуфе (мир ему):

تَوَفَّنِي مُسْلِمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ

Смысл: Пророк Юсуф (мир ему) взмолил Аллаха: «Умертви меня верующим и присоедини к праведникам» (Сура Юсуф, аят 101).

 В другом аяте сказано:

يَا لَيْتَنِي مِتُّ قَبْلَ هَذَا وَكُنْتُ نَسْيًا مَنْسِيًّا

Смысл: Сказала Марьям:» О, если бы я умерла раньше этого (дня) и стала бы забытой» (Сура Марьям, аят 23). Мы видим, что Пророк (мир ему) и праведница Марьям желали смерти, но желали в Исламе.

Учёные говорят, что Марьям желала смерти по двум причинам:

1)            Она боялась, что люди плохо будут говорить о её религии и оклеветают её, тем самым впадут в грех. Чтобы сохранить их от греха, она просила смерти.

2)            Чтобы остеречь людей от клеветы и вранья в отношении её личности. То есть,  люди будут обвинять, что родилась она от прелюбодеяния, и это  погубит их.

Случаи прошения смерти есть и в сунне. Вспомним просьбу смерти Пророка (мир ему и благословение):

اللهم إني أسألك الطيبات ، وترك المنكرات ، وحبّ المساكين ، وأن تتوب عليّ وترحمني ، وإذا أردت بين عبادك فتنة فاقبضني إليك غير مفتون

Смысл: «О, Аллах! Я прошу у Тебя дозволенное и оставление порицаемого - любовь к бедным, а также прощения Твоего и милости для меня, и если Ты желаешь между рабами смуты (заблуждение), то забери меня к себе не заблуждённым» (Имам Малик, Тирмизи).  С просьбой к Аллаху обращался и Умра (да будет доволен им Аллах).

Из выше приведённого стало ясно, что смерть в имане (вере) во время смуты, защищая свою религию или защищая мусульман от вреда, дозволена. (ат-Тазкират, стр 5 имама аль-Куртуби).

Просьба смерти из-за мирских проблем.

Если человек просит смерть из-за мирских бед, как беднота и т.д, то в данном случае простить смерть, естественно, порицаемо. Анас, сын Малика (да будет доволен им Аллах) сказал:

لا يتمنين أحدكم الموت من ضر أصابه

Смысл: «Никому из вас не следует просить смерть из-за трудностей, настигших его…»

Этот и другие хадисы, которые указывают на запрет прошения смерти, большинство учёных отнесли к тому, что если человек желает смерти из-за мирских проблем, в таком случае порицается просить смерть, а надо наоборот, просить стойкости и награды.

Примечание: Желать смерть в Имане (вере), просить Аллаха о ней и желать совершать самоубийство - это разные вещи. Самоубийство в Исламе ничем не оправдывается.

Да убережёт нас Аллах от заблуждения!

Абу Мухаммад ад-Дагестани

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.