Можно ли добавлять в еду вино или коньяк?

7 Сентябрь 2013
11997

Прием пищи – естественный и необходимый  процесс в жизнедеятельности человека  и большинство людей пытаются сочетать полезное с приятным, благодаря чему прославились своим искусством повара и кондитеры по всему миру. Однако мусульмане не должны забывать о том, что верующим не всё разрешено включать в свой рацион, к еде в Исламе предъявляется огромное количество требований, без соблюдения которых её нельзя употреблять.

В последнее время стало очень модным добавлять в еду во время готовки вино, коньяк, пиво, водку и другие  алкогольные напитки, причём редко в какой кулинарной  книге встретишь блюда, в рецепты которых не входят спиртные напитки.

Можно ли добавлять алкоголь  в еду

В хадисе, переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится: «Поистине, Всевышний Аллах проклял алкоголь, того, кто пьёт его, кто наливает, кто продаёт, кто покупает, кто изготовляет, кто переносит, и того, кому его приносят!»

  عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُول:ُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَعَنَ اللّٰهُ الْخَمْرَ وَشَارِبَهَا وَسَاقِيَهَا وَبَائِعَهَا وَمُبْتَاعَهَا وَعَاصِرَهَا وَمُعْتَصِرَهَا وَحَامِلَهَا وَالْمَحْمُولَةَ إِلَيْهِ

В другом хадисе, передаваемом от Абу Дардаа (да будет доволен им Аллах), говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение)- мой друг наказал мне: «Не пей спиртного, ибо оно является ключом всего дурного» (Ибн Маджа, Ашриба, 1).

عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: أَوْصَانِي خَلِيلِي صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا تَشْرَبِ الْخَمْرَ فَإِنَّهَا مِفْتَاحُ كُلِّ شَرٍّ

Конечно же, сейчас кто-то может сказать или оправдать свою привычку добавлять в еду алкоголь, что, мол, в этих хадисах говорится о том, когда человек теряет рассудок от опьянения, а не о малой дозе. Но и тут есть достоверный хадис, приводимый от сподвижника Пророка (мир ему и благословение) Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах): «Все, что опьяняет в большом количестве, запретно (харам) и в малом».

 عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا أَسْكَرَ كَثِيرُهُ فَقَلِيلُهُ حَرَامٌ

Некоторые мусульмане заблуждаются, видя неправильный перевод слова "хамр", которое употребляется в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение), поскольку его довольно часто ошибочно или умышленно переводят как "вино", беря лишь лексическое (люгавий) значение, тогда как у этого же слова есть и шариатское значение (шар‘ий), которое означает "опьяняющий", "дурманящий", "притупляющий и помутняющий разум". Это подтверждается хадисом Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который гласит: "Всякое опьяняющее - хамр, и всякое опьяняющее запретно (харам)".

كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ وَكُلُّ مُسْكِرٍ حَرَامٌ

Также алкоголь является и нечистью (наджас), употребление чего запретно в Исламе, ведь даже прикасаться без преграды к нечисти без необходимости, по мнению некоторых богословов, запретно, не говоря уже о его употреблении внутрь.

Имам ан-Навави  в одной из самых достоверных своих книг, получившей большое распространение во всем исламском мире, "Минхаджу-т-талибин", перечисляя нечистоты, начинает именно со спиртного: "Раздел нечисти. Это (нечисть) любая опьяняющая жидкость..."

باب النجاسة هِيَ كُلُّ مُسْكِرٍ مَائِعٍ

А как мы знаем, нечисть, попадая в жидкость, пачкает её, делает её такой же, т.е., в отношении этой жидкости, к примеру, блюда, в которое добавили спиртное, распространяются те же решения, что и в отношении самого спиртного, т.е., употреблять нельзя, если на тело, одежду или место моления попадёт хоть капля, намаз будет недействительным и т.д.

Непринятие мольбы того, кто употребляет запретное

Кроме того, Аллах не принимает мольбы того, кто употребляет запретное, а блюдо, в которое  добавили нечисть, таковым и является. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Аллах чист и принимает только чистое, и Аллах повелел  верующим тоже, что повелел своим Посланникам (мир им всем) и сказал: "О Посланники, ешьте только дозволенное и совершайте благие поступки" (сура "аль-Муминун", аят 51).

Так же Аллах сказал: "О те, которые уверовали, ешьте только дозволенное из того, чем я вас наделил" ("аль-Бакара", аят 172), а затем упомянул человека, который находился долгое время в пути, пыльный и уставший, который, воздев руки к небу просит: «Господь мой, Господь мой» , тогда как он употребляет запретное, носит запретное и вырос, употребляя запретное. Так как же он может надеяться на принятие его мольбы?!» ("аль-Арбауна ан-Нававиййя" № 11).

عن أبي هريرة رضي الله تعالى عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم : إن الله تعالى طيب لا يقبل إلا طيبا وإن الله أمر المؤمنين بما أمر به المرسلين فقال تعالى { يا أيها الرسل كلوا من الطيبات واعملوا صالحا } وقال تعالى { يا أيها الذين آمنوا كلوا من طيبات ما رزقناكم } ثم ذكر الرجل يطيل السفر أشعث أغبر يمد يديه إلى السماء : يا رب يا رب ومطعمه حرام وملبسه حرام وغذي بالحرام فأنى يستجاب له

Не надеюсь, что прочитав эту статью, узнав положение Ислама в отношении употребления запретного в любом виде, пусть даже и небольшого его добавления в еду в качестве приправы, люди в тот час же откажутся от него, но те, кому Аллах раскроет сердца, сделают это. И, иншаллах, с нас, как с людей, занимающихся просвещением людей, призывом к религии Аллаха, Аллах не будет спрашивать за это в Судный день, ведь мы своё дело сделали и предостерегли мусульман от запрещённого Им!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.