За что Аллах наказывает всех вместе с притеснителями

22 Октябрь 2016
8476

Вопрос: Когда Аллах наказывает притеснителей всеобщим наказанием, например, ниспосылает землетрясение, потоп или эпидемию, в чём вина праведных людей, которых Аллах также наказывает вместе с ними?

Ответ: Всевышний Аллах в Коране говорит: ‎

وَاتَّقُواْ فِتْنَةً لاَّ تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةً وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы. И знайте, что Аллах силён в наказании»! (сура аль-Анфаль, 25)

И Пророк (ﷺ) говорит:

‎ إذا أنزل الله بقوم عذابا أصاب العذاب من كان فيهم، ثم بعثوا على أعمالهم

«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) согласно их деяниям». (Бухари).

Учёные говорят об этом следующее: когда Аллах в этом мире насылает наказание на тех, кто совершает грехи, это будет справедливым правосудием, и в этом не будет никакого притеснения со стороны Аллаха. А что касается тех, кто проживает совместно с грешниками, а сами не совершают вместе сними грехи, но не проявляет усердия в том, чтобы остановить этот грех, и довольны тем, что делают грешники, то они являются такими же грешниками, подобно тем, кто непосредственно совершает эти грехи. Следовательно, включение их в это наказание никак не будет притеснением.

А если эти люди выполняют все предписания в изменении мункара по мере своей возможности, то в таком случае беды, которые настигают таких людей, не считаются наказанием, и в Судный день Аллах воскрешает таких людей вместе с покорными рабами своими. Об этом свидетельствует вышеупомянутый и другие подобные хадисы.

К таким относится хадис, переданный Ибн Хаббаном в своём сборнике достоверных хадисов:

‎ إذا أنزل الله بقوم عذابا أصاب العذاب من كان فيهم، ثم بعثوا على أعمالهم

«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, это наказание поражает всех тех, кто находится среди них, а потом их воскресят (и будут судить) согласно их деяниям. (Бухари)

Также Имам Муслим передаёт слова Пророка (ﷺ):

الْعَجَبُ أَنَّ نَاسًا مِنْ أُمَّتِي يَؤُمُّونَ هَذَا الْبَيْتَ حَتَّى إِذَا كَانُوا بِالْبَيْدَاءِ خُسِفَ بِهِمْ فَقُلْنَا يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ الطَّرِيقَ قَدْ تَجْمَعُ النَّاسَ قَالَ نعم فيهم المستبصر وَالْمَجْبُور وبن السَّبِيلِ يَهْلِكُونَ مَهْلَكًا وَاحِدًا وَيَصْدُرُونَ مَصَادِرَ شَتَّى يَبْعَثُهُمُ اللَّهُ عَلَى نِيَّاتِهِمْ أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ

«Как же это удивительно! Дело в том, что некоторые люди из моей уммы устремятся к этому дому, и когда они уже достигнут каменистой равнины, они будут проглочены землёй». Тогда мы спросили: «О Посланник Аллаха, но ведь на дороге вместе собираются разные люди?!» Он (ﷺ) ответил: «Да. Среди них будут и убеждённые, и принуждённые, и простые путешественники, и все они погибнут единой гибелью, но они будут воскрешены по-разному согласно их намерениям». (Муслим)

О наказании, постигшем двух людей, которые пренебрегли изменением мункара вместе с теми, кто совершал этот мункар, Аллах в Коране говорит:

وَقَدْ نَزَّلَ عَلَيْكُمْ فِى الْكِتَـابِ أَنْ إِذَا سَمِعْتُمْ ءَايَـاتِ اللَّهِ يُكَفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلاَ تَقْعُدُواْ مَعَهُمْ حَتَّى يَخُوضُواْ فِى حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذاً مِّثْلُهُمْ إِنَّ اللَّهَ جَامِعُ الْمُنَـافِقِينَ وَالْكَـافِرِينَ فِى جَهَنَّمَ جَمِيعاً

«Аллах уже низвёл вам в писании, что когда вы слушаете знамения Аллаха, в которые не веруют и над которыми издеваются, то не сидите вместе с ними, пока они не погрузятся в другой рассказ, ведь тогда вы становитесь подобны им. Поистине, Аллах соберет всех лицемеров и неверных в геенне»! (сура ан-Ниса, 140)

Об этом также говорят и слова Пророка (ﷺ), которые передаёт Ибн Хаббан достоверным иснадом (цепочкой передатчиков):

وقوله صلى الله عليه وسلم فيما أخرجه الأربعة وصححه ابن حبان " إن الناس إذا رأوا المنكر فلم يغيروه أوشك أن يعمهم الله بعقاب

«Если люди видят порицаемое (мункар) и не изменяют его, то будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех».

Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари» в толковании этого хадиса пишет:

«Из этого делается вывод о желательности отдаления от неверных и притеснителей во избежание попадания вместе с ними в погибель. Это в том случае, если верующие не помогают им и не довольны их деяниями. А вот когда они ещё и помогают им или довольны их деяниями, то они являются их соучастниками. Об этом свидетельствует и указание Пророка (ﷺ) на немедленное покидание страны Самудов.

Что касается воскрешения согласно их деяниям, то это является справедливым правосудием, ибо хорошие деяния будут выкупом для них на том свете (Ахират). Что касается того наказания, которое они получили в этом Мире, то это будет засчитано как смывание совершённых ранее плохих деяний.

Следовательно, наказание, полученное притеснителями в этом мире, включает и тех, кто находятся рядом с ними и не порицают их. И это наказание будет для них искуплением за их угодливость. А потом в Судный день каждый из них будет воскрешён и вознаграждён или наказан согласно его деяниям. В этом хадисе также имеется большое предостережение и угроза тому, кто оставляет порицание, а каково же будет положение того, кто потворствует грешникам в этом и каково будет положение тех, кто доволен этим и тех, кто помогает им? Мы просим Аллаха спасения»!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Фетва Университета Аль-Азхар

Подготовил: Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.