Не пренебрегайте хаджем

29 Апрель 2017
4296

Не за горами сезон хаджа. Желающим совершить хадж пора начинать подготовку. Напомню, что хадж является одной из обязанностей каждого мусульманина, к которым также относится шахада, намаз, пост и закят. Пренебрегать хаджем – всё равно, что пренебрегать намазом и остальными столпами Ислама. Под пренебрежением хаджем подразумевается откладывание совершение хаджа на другие годы, если при этом имеется возможность совершить его в этом году. Как известно, хадж обязателен для мусульманина один раз в жизни, если есть возможность.

Кто должен совершить хадж?

Совершение хаджа обязательно при наличии четырёх условий:

* быть мусульманином;

* быть мукалляфом (умственно полноценным и совершеннолетним);

* не находиться в рабстве

* иметь возможность совершить хадж.

Как же определить, есть у человека возможность или нет?

В наше время некоторые люди, пренебрегающие хаджем, оправдывают себя тем, что у них нет для этого возможности, а причиной называют факторы, которые с шариатской точки зрения таковыми не являются. Наличие возможности совершить хадж можно разделить на две категории: наличие физической возможности совершить хадж и наличие возможности нанять человека, которые совершит за него хадж, если ему не позволяет здоровье.

Вдобавок к этому, чтобы считать человека имеющим физическую возможность совершить хадж, существуют четыре условия:

а) наличие материальной возможности (денег и транспорта);

б) наличие здоровья;

в) безопасность дороги;

г) наличие времени, достаточного для того, чтобы успеть на хадж.

Если возможность отправиться в хадж появилась у человека лишь тогда, когда по времени он уже не успевает на начало хаджа, то в этом году отправляться в хадж необязательно.

Если у человека нет средств на дорожные расходы в обе стороны, он не обязан совершать хадж. Если деньги есть, однако пришло время возместить долг или надо прокормить семью, выплатить штрафы, искупление (каффарат), закят, и после этих расходов не останется средств, достаточных для хаджа, то и тогда он не обязан отправляться в хадж. Также у него должны быть средства для обеспечения его подопечных на время его отсутствия.

Если на человеке лежит долг, а денег достаточно либо на возмещение долга, либо на хадж, он не должен отправляться в хадж. Если наступил срок выплаты долга, необходимо согласие кредитора на паломничество, иначе должнику запрещено отправляться в хадж. Однако если должник совершит хадж, не выплатив долга, он будет действительным.

Если у человека большой дом, а ему достаточно меньшего, то он обязан найти средства для хаджа, продав дорогой дом и купив дешёвый дом, которого ему будет достаточно. Также если у человека есть свой бизнес, торговля, машина, которую он отдает в аренду и зарабатывает деньги, он обязан продать этот товар и найти средства для хаджа («Иршаду аль-авам», 640).

Как быть, если деньги есть, но их достаточно либо на хадж, либо на свадьбу?

Если у человека есть потребность в женитьбе, и он может впасть в грех из-за откладывания женитьбы, то он обязан сначала жениться на эти деньги. Если же нет острой необходимости в женитьбе, то он обязан на эти деньги отправиться в хадж.

Если человек имеет все возможности совершить хадж, то ему нельзя откладывать его. Имам Ан-Навави сказал об этом следующее:

«Не разрешается откладывать хадж человеку, у которого есть возможность его совершить, кроме случаев, когда имеется вероятность того, что он в будущем сможет совершить хадж. Если же он отложил хадж и умер, не совершив его, то очевидно, что он умер грешником» («Минхадж ат-алибин).

Следовательно, если человек, имеющий возможность совершить хадж или умру в этом году, опасается, что в будущем у него не будет такой возможности по состоянию здоровья, то ему запрещается откладывать их совершение.

Кто-то откладывает паломничество, оправдывая себя тем, что ещё не готов. Кто-то считает, что в хадж нельзя, если совершаешь грехи, а оставить грехи пока не можешь. Другие не имеют физической возможности совершить хадж, но, имея материальную возможность отправить вместо себя другого, не отправляют. Это всё – пренебрежение хаджем. Посланник Аллаха сказал:

من لم تحبسه حاجة ظاهرة أو مرض حابس أو سلطان جائر ولم يحج فليمت إن شاء يهودياً وإن شاء نصرانياً

«Тот, кого не сдержала от совершения хаджа ни явная нужда, ни болезнь, которая ему препятствует, ни несправедливый правитель, и не совершил хадж, пусть умрёт либо иудеем, либо христианином» (Байхаки).

Если кто-то умер, не совершив хадж, но имея на то возможность, его наследникам необходимо совершить хадж за него или отправить в хадж человека за определённую сумму из тех средств, что оставил покойный.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.