Второй вид нетелесного наказания

10 Март 2018
4497

Какие душевные наказания ожидают грешников после смерти

Это мучение совестью. Чтобы понять, какие чувства испытает человек, когда будут обнародованы все его деяния, рассмотрим пример немощного бедняка, находящегося в крайней нужде и унижении, не способного ни на что, которого берёт к себе некий царь из жалости. Он кормит его, одевает, допускает ко всему во дворце.

Тогда у бедняка появляется пища и одежда, он становится почитаемым и обеспеченным человеком. Царь доверяет ему во всём, он получает доступ ко всем ценностям и становится его доверенным, близким человеком. И когда у него не остаётся нужды ни в чем, он становится изменником.

Он, пользуясь расположением царя, начинает заигрывать с его дочерью, совершать непристойные дела с уверенностью, что царь не замечает этого и доверяет ему. Но царь внимательно следит за ним и вот-вот разоблачит его и накажет. И когда эта картина открылась изменнику, тогда и понял бедняк, что царь знал обо всех его действиях, но позволял ему совершать мерзости, дабы потом сильнее наказать его, и он понял, что будет сурово наказан.

Теперь посуди сам, как он будет гореть от стыда, жалеть обо всём и кусать себе локти, осознавая, какой позор навлёк на себя. Его будет мучить и то, что его сотоварищи, не изменившие царю, будут пребывать в покое и благоденствии, и он поймёт, что упустил.

Так человек, который на этом свете делает всё, что хочет, не познав истину и не думая о последствиях плохих деяний, ожидающих его после смерти, поймёт всю правду только тогда, когда душа покинет его тело, и горечь стыда будет мучить его без конца.

А как узнать истину о своих деяниях в этом мире?

Понять это возможно только на примере. Допустим, в месяц Рамадан муэдзин преждевременно, ещё до рассвета провозглашал призыв (азан) на утренний намаз. Однако он не понимал, что тем самым не даёт людям отведать дозволенную пищу и иметь интимную близость.

А потом ему приснилось, что у него в руках печать, которой он запечатывает рты и половые органы людей. Толкователь снов, объясняя ему значение сна, поведал, что он призывает на утреннюю молитву раньше времени, и людям приходится отказываться от приёма пищи и интимных отношений.

Только тогда муэдзин понял суть своей ошибки яснее, чем раньше. Он и до того знал, что с его призывом на молитву люди перестают есть, пить и т.д., но этот сон заставил его ещё яснее осознать это, потому что сон ближе к потустороннему миру, чем бдение.

Если бы муэдзину до этого сказали, что он не даёт людям есть и запрещает законным супругам иметь интимную близость, он наверняка не согласился бы с этим: мол, он никогда не допустит подобной несправедливости. Он ответил бы так оттого, что не понимал истинной сути своего поступка (то есть не догадался бы, что преждевременный призыв на молитву несправедлив).

Также, когда говорят, что хула, злословие равнозначны поеданию мяса умершего брата, мы не придаём значения этим словам, не вникая в их суть.

Представь, что ты ешь мясо, хорошо поджаренное, очень вкусно приготовленное, с уверенностью, что это говядина или баранина. Если бы тебе сказали: «Как тебе не стыдно есть мясо своего умершего брата?!» – ты бы возмутился, что никогда этого не сделаешь, да упаси Аллах от этого, лучше умереть с голоду, чем есть мясо человека.

И всё же в конце концов окажется, что ты действительно ел мясо умершего брата. Тебе ведь станет так стыдно, больно, дурно, неудобно за себя, хотя тело твоё непричастно к этой боли и томлению, и тебя ещё и не покарали за это.

Вот таким увидит себя на том свете хулитель, любитель злословить, тогда он поймет, что хула действительно подобна употреблению в пищу мяса человека – после смерти для него все прояснится.

Также представь, что ты из зависти кидал камни в стену соседского дома, и кто-то сказал: «Как тебе не стыдно совершать такое, почему ты бросаешь камни в лицо своих же детей?!»

Ты скажешь: «Да упаси Аллах от того, чтобы я сделал подобное со своими детьми!» Затем он скажет тебе: «Ведь камни, которые ты кидаешь, отскакивают от стены, падают в твой двор и попадают в глаза твоих же детей, и поэтому они ослепли. Зайди к себе домой и посмотри, что ты наделал».

И когда ты зайдешь домой, окажется, что так всё и случилось. Теперь подумай о том, как ты опозоришься, и как твоё сердце будет гореть от сожаления, глубокой печали, скорби, вызванной твоими же деяниями, которые ты считал незначительными, но на самом деле рядом со Всевышним они оказались велики!

Это и есть пример твоей зависти по отношению к своему брату по вере: ты испытываешь к нему зависть, а она никак не вредит ему, напротив, оборачивается бедой для тебя самого и губит твою религию. Зависть переводит твои благие деяния в его книгу деяний, в то время как они для тебя дороги, как зеница ока, ибо это основа твоего вечного счастья, они несравненно ценнее, чем зрение твоих детей, которого ты лишил их.

Когда же откроется для тебя суть всего этого, то подумай, как ты будешь гореть от огня стыда и срама, хотя твоё тело будет опять непричастно к этому наказанию.

Из этих примеров ясно, как совесть будет мучить наши души после смерти, если мы не будем следовать предписаниям Творца. В Коране Всевышний Аллах приводит множество примеров, раскрывающих суть наших деяний. И поэтому Создатель сказал относительно хулы:

أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا

«Разве захочет кто-либо из вас есть мясо своего покойного брата (то есть злословить о нём)?» (сура «Аль-Худжурат», аят 12).

А о зависти Всевышний говорит:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّمَا بَغْيُكُمْ عَلَىٰ أَنْفُسِكُمْ

«О люди! Ваша несправедливость, произвол обернутся против вас же». (сура «Юнус», аят 23)

Теперь сравни с приведёнными примерами о призыве на намаз, хуле и зависти каждое деяние, которое запретил тебе Шариат. Это говорит о подлости деяния, а некоторые деяния выглядят хорошими только внешне, для глаз, но их скрытые стороны бывают недостойными, мерзкими для внутреннего зрения (басыра), исходящего из окошка света (нура) Всевышнего Аллаха.

Именно в этом убеждает нас Шариат: в Судный день мирское явится в образе безобразной, дряхлой старухи. Она будет обладать такими-то и такими-то качествами. Каждый, кто увидит её, будет говорить: «Да упаси меня Аллах от этого!» И ему скажут: «Это ваше мирское, которого вы так страстно желали и домогались».

В душе у них возникнет чувство большого позора и стыда. Об этом говорится в хадисе Пророка , переданном имамом аль-Байхаки.

Приведём еще один пример, способствующий пониманию сути этого стыда и угрызений совести.

Некий принц женится на самой красивой принцессе. На свадьбе он выпил много вина и опьянел. И вот, отправляясь в свою комнату и перепутав двери, он выходит из своего дома и, заблудившись, попадает в другое место.

Вдруг он видит свет светильника и, полагая, что это его комната, заходит в неё. Там он обнаруживает группу спящих людей. Принц спрашивает у незнакомцев‚ где находится его жена, а они не отвечают ему, после чего он думает, что они погрузились в глубокий сон.

Принц начинает поиски своей жены и находит спящую женщину в нарядной новой одежде и украшениях. Он, полагая, что это его жена, с вожделением и страстью идёт к ней и наслаждается ею: целует её, всасывая её слюну, обтирается жидкостью с её тела, думая, что это особое благовоние, сбережённое специально для него, то есть с безграничным наслаждением вступает с ней в интимные отношения.

А когда утром просыпается отрезвевшим, то обнаруживает, что это место – кладбище огнепоклонников, что те спящие – мертвецы, а женщина – дряхлая и безобразная старуха, которая недавно умерла, и поэтому на ней оказался новый саван, который он принял за наряд своей жены. Тело её покрыто язвами и разлагается, изо рта и носа идут противные выделения, то есть она особенно отвратительна. Себя он обнаружил с головы до ног испачканным её гноем. Затем он вспомнил, как «наслаждался» ею ночью.

Представьте же себе его состояние после всего этого, когда его охватил такой сильный стыд и позор, что он забывает о случившемся с собой и желает, чтобы Всевышний Аллах разверзнул землю, дабы она поглотила его.

Теперь для него раскрылась суть его дурных деяний, и эта боль, мучение, стыд сопровождают его повсюду и не покидают его ни на миг, и перед ним предстанет всё то злое, что он совершил, и захочется ему, чтобы он никогда не совершал это зло.

И в то же время его тело не подвергается угрызениям совести и томлению. Его охватывает глубокая печаль, так как он понимает, что если кто-либо узнает об этом, то его мучения совестью ещё более увеличатся. И тут его отец и вся родня‚ знакомые и близкие приходят в поисках принца и обнаруживают его в таком виде.

Такова участь тех, кто наслаждается мирскими благами. Этот мир, который кажется таким прекрасным и приносящим нам наслаждение, в действительности подобен той старухе, и мы поймём это после смерти. И суть его деяний откроется человеку в мире вечном. Об этом нас предупреждают Коран и Сунна, однако мы не понимаем этого, ибо опьянены и придём в себя только после смерти. И в этом заключается смысл слов Всевышнего Аллаха:

وَحُصِّلَ مَا فِي الصُّدُورِ

«И когда обнародуется то, что в сердцах» (сура «Аль-Адият», аят 10), то есть покажут людям суть их деяний;

а также слов Всевышнего:

يَوْمَ تُبْلَى السَّرَائِرُ

«В день, когда будет подвергнуто испытанию (раскрыто) сокровенное» (сура «Ат-Тарик», аят 9), то есть откроются тайны совершённых деяний, их хорошая и дурная суть.

Подобно тому, как самые изысканные блюда, будучи съеденными, превращаются в самое грязное и отвратительное, так же и мирские блага, приносящие больше всего наслаждения на этом свете, на том свете окажутся самыми мерзкими и позорными в своей сущности.

Именно поэтому Посланник Аллаха уподобил мирское пище, а его исход – тому, во что превращается съеденная пища. В хадисе Пророка также говорится, что мы все – спящие и проснёмся лишь после смерти.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»

Смотрите также:

Что говорят учёные Ахлю Сунны о душе

Какие душевные наказания ожидают грешников после смерти

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.