Размышления – удел разумных

30 Июль 2014
11722

Поистине, Всевышний Аллах призывает нас в Священном Коране к тому, чтобы мы размышляли. И поскольку размышления занимают большую роль в Исламе, было бы очень важно поговорить о том, как человеку необходимо осмысливать все то, с чем ему приходится сталкиваться в этой жизни. Таких примеров в Коране очень много, например, (смысл): «Поистине, в сотворении земли и неба, смене дня и ночи есть знамения для разумных». Непростительно и даже неразумно, когда мы, проживая свою жизнь и глядя на весь окружающий нас мир, не размышляем о нем и не извлекаем для себя поучительные уроки и назидания. Когда человек обдумывает и анализирует все, происходящее с ним и вокруг него, он может избежать ошибки и найти правильный выход из любой ситуации.

Если даже человек элементарно поразмыслит о значении смены дня и ночи, об идеальности, гармоничности устройства человеческого организма и всех процессах, протекающих в нем, он без сомнения познает мудрость Аллаха и будет благодарен Ему за все эти блага. И ведь не зря говорят, что только во время болезни человек по-настоящему начинает понимать цену здоровья, цену свободного времени, когда бывает занят, цену молодости в старости. И один из познавших Аллаха однажды сказал: «Был бы дан мне хотя бы миг, чтобы поговорить со своей молодостью». Когда его спросили, о чем он собирается говорить с ней, он ответил: «Я рассказал бы ей, что со мной делает старость».

Ибн Аббас сказал: «Люди размышляли об Аллахе, и тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал им: «Не размышляйте об Аллахе, а размышляйте о Его творениях, потому что вы не сможете делать этого, как полагается». Также передается, что однажды Пророк (мир ему и благословение) вышел к людям в то время, когда они о чем-то думали, и тогда он (мир ему и благословение) спросил их: «Почему вы молчите?» – На что они сказали: «Мы размышляем о созданиях Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Так и делайте».

Не думайте об Аллахе, а думайте о Его созданиях, т. к. это и ведет к истине. Сподвижник Пророка Ата’ рассказывает, что однажды он и Убайд ибн Умайр зашли к матери правоверных – Айше (да будет доволен ею Аллах). Они разговаривали и между ними был занавес, и она сказала: «О, Убайд, что мешает тебе чаще приходить и навещать меня?» Убайд сказал: «Слово Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Чем реже ты будешь навещать кого-либо, тем больше будет любовь к нему». После ибн Умайр сказал: «Расскажи же нам самое удивительное из того, что ты видела в Пророке (мир ему и благословение)». Айша (да будет доволен ею Аллах) заплакала и сказала: «Все, что мы видели в нем, в его делах было удивительным». И дальше она продолжила, что однажды Пророк (мир ему и благословение) пришел к ней, и они прикоснулись друг к другу. И тогда он, прося у нее разрешения, сказал ей: «Оставь меня для богослужения». После чего он встал, взял посуду с водой для того, чтобы сделать омовение. Затем он начал совершать намаз, при этом так сильно плакал, что у него промокла борода. После он опустился на земной поклон, и место, где он его совершил, стало мокрым от его слез, после чего лег на бок. А когда Билял, один из известнейших сподвижников, прочитав утренний азан, пришел разбудить Пророка (мир ему и благословение) и сказал: «О, Посланник Аллаха, что заставило тебя заплакать, ведь Аллах простил тебе все?» Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «О, Билял, почему же мне не плакать, тогда как Аллах говорит: «Поистине в сотворении земли и неба, смене дня и ночи разумным есть знамения», затем сказал: «Горе тому, кто, читая эти аяты, не размышляет о них».

Когда Господь сотворил Пророка Адама (мир ему), Он поставил его перед выбором: разум, вера или совесть. Адам (мир ему) выбрал разум, т. к. они неразрывно связаны между собой, взаимодополняемы. Благодаря разуму человек может продвигаться вперед, совершенствуя свою веру. У разума, дарованного Аллахом человеку, есть свое предназначение. Бог сотворил человека только лишь для поклонения Ему, и разум должен помочь человеку в этом. Но, если человек не использует его по предназначению, то в своем богослужении он подобен ослу, нагруженного чем-то, не понимая ни сути, ни мудрости того, что он делает. Большинство ученых единогласны в том, что, для того, чтобы прийти к этому состоянию необходимо встать на путь суфизма (тасаввуф), следовать и слушать праведника, т. к. именно в этом очищение и освещение сердца светом познания Аллаха. Один из праведных предков Хасан аль-Басри сказал: «Лучше один час провести в размышлении, чем ночь в бдении». Выдающийся ученый и суфий Фузаиль ибн Ияд сказал, что мысли – это зеркало, которое показывает все хорошее и плохое в тебе. Суфьян ибн Уяйна очень часто повторял слова: «Человек, который часто размышляет, во всем видит для себя урок». Размышляющий человек, даже увидев запретное, может извлечь для себя пользу. Два человека, увидев, к примеру, по телевизору запретное, могут по разному отреагировать на это. Человек размышляющий подумает о том, как пагубно это может повлиять на его семью и переключит канал.

Однажды бедуин подошел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О, Посланник Аллаха, разреши мне совершить прелюбодеяние». Услышав это, все сподвижники набросились на него и, если бы Пророк (мир ему и благословение) не остановил их, убили бы его. После чего, обратившись к этому бедуину, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, человек! Хотел бы ты, чтобы кто-нибудь совершил это с твоей матерью?» Он ответил: «Нет». «Так ведь и они не хотят», – сказал Пророк (мир ему и благословение), указывая на сподвижников, и начал спрашивать, о том хотел бы он, если бы это произошло с его дочерью, женой и т. д., на что он, конечно, ответил отрицательно.

Когда одна женщина хотела подтолкнуть к греху некого ученого, он сказал ей: «Мне нельзя совершать грех, т. к. я алим и во всем, чтобы я ни совершил, люди будут брать пример с меня». И на самом деле, сколько людей, совершая грех в качестве своего оправдания, ссылаются на своих дедушек, говоря, что и они это делали. Но дело в том, что это происходило в годы гонения религии и за учеными следили сотрудники НКВД, из-за чего им приходилось скрывать свою приверженность к религии.

Однажды апостолы спросили у Пророка Исы (мир ему): «Есть ли на земле подобный тебе», – «Да», – ответил он, – «Это тот, чья речь бывает поминаем Всевышнего, молчание - размышлением, взгляд на что-либо – извлечением из этого урока для себя».

Внук Пророка Хасан сказал: «Человек, в речи которого нет мудрости, занимается пустословием, а если он молчит, не размышляя, то находится в забвении». Человек же, который постоянно помнит о том, что Аллах наблюдает за ним, совершает богослужение, которое приравнивается к 60-летнему поклонению. Иногда то, что люди не размышляют, служит для них наказанием и причиной их заблуждения. В Коране сказано (смысл): «Я отведу от моих знамений тех, кто ходит горделиво по земле» (сура «аль-А’раф», аят 146).

В истории Ислама очень много людей, которые именно благодаря мыслям пришли к истине. Савбан был настолько привязан к Пророку (мир ему и благословение), что долгая разлука с ним была для него невыносима. И однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернулся с одного из военных походов, на котором ему пришлось задержаться, увидел Савбана похудевшим, побледневшим, цвет его лица изменился и он был похож на человека, который только оправился от тяжелой болезни. Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: «О Савбан, не болен ли ты и не беспокоит ли тебя что-либо?» Савбан ответил: «Нет, о Посланник Аллаха, я не болен. Я просто подумал, что если в Судный день я попаду в ад, то ведь тогда я тебя не увижу. А если Аллах по своей милости введет меня в Рай, то ты будешь на уготованной для тебя наивысшей степени в Раю, а я на низшей степени, чем ты. Эта мысль сделала меня таким». Этого человека абсолютно не волновало то, где будет его обитель, его волнует, только одно – увидит ли он Пророка (мир ему и благословение). Этот случай послужил причиной ниспосылания аята и одновременно огромной радости для всех мусульман (смысл): «Те, которые подчиняются Аллаху и его Пророку будут с теми, кого Аллах облагодетельствовал из числа Пророков, праведников и мучеников».

Этот аят вселяет надежду всем нам на то, что мы, несмотря на наши плохие поступки, благодаря любви к праведным мусульманам, все таки будем спасены.

 Фузайл ибн Ияз – приближенный к Аллаху, мудростями которого переполнены книги, в начале своей жизни был разбойником. И однажды, когда он в очередной раз, взбираясь по стене, обратил внимание на голос читающего Коран, доносящийся из одного окна. Это был аят (смысл): «Не пора ли уже тем, которые уверовали сердцем побояться Аллаха».

Он мог не обратить внимания и не придать этому никакого значения, но он остановился, поразмышлял и, раскаявшись, спустился. В ту ночь на окраине села остановился караван и люди спорили. Одни уговаривали отправиться в путь, а другие, наоборот, говорили, что нужно переждать, иначе на них может напасть Фузайл. И, услышав их слова, Фузайл обратился к ним: «Отправляйтесь же, поистине, Фузайл для вас больше не представляет никакой опасности».

Также одним из ярчайших примеров того, как мысль может изменить человека является случай, который произошел с Абдулкадиром Гейлани (имам кадирийского тариката). Он дал слово своей матери, что никогда не будет лгать.

Oднажды, когда он был в пути, на их караван напали разбойники и начали отбирать все ценное, что у них было. При этом каждый говорил, что у него ничего нет, а когда спросили Абдулкадира, который тогда был еще совсем молодым юношей, он сказал, что у него есть 67 золотых монет, они оставили его, посчитав умалишенным. И когда об этом рассказали главному, он приказал привести к нему этого мальчика и спросил его: «Есть ли у тебя деньги?», – «Да, 67 золотых», – ответил он и показал. На вопрос о причине своего поступка он сказал, что пообещал матери никогда не обманывать. И главарь сказал ему: «Ты сдержал слово, данное тобой матери, а я дал слово Аллаху и не сдержал», после чего раскаялся, и все отнятые вещи были им возвращены своим владельцам.

В сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и в жизни праведных предков мы сможем найти много подобных примеров. Примеров, когда люди благодаря одной только мысли вставали на путь истины. И разумному человеку должно быть достаточно приведенных выше случаев, произошедших с мусульманами, и то, как мысль кардинальным образом изменила их жизнь.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.