Под зорким оком

27 Апрель 2016
2257

Американский психолог Норман Триплетт имел привычку по утрам гулять по парку. Однажды он обратил внимание на то, что проезжавшие мимо велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. «Получается, что присутствие других людей меняет поведение…», — подумал Триплетт и решил проверить это экспериментально. Он предложил испытуемым-добровольцам наматывать леску на катушку спиннинга. В одном случае это нужно было делать в пустой комнате, в другом — вокруг были люди. Выяснилось, что в коллективе катушка крутится гораздо лучше. В дальнейшем и другие социальные психологи повторяли этот опыт, а также проводили ряд подобных экспериментов.

Результаты были неоднозначными, но спустя десятилетия другой американский психолог Роберт Зайонц поставил точку в этом вопросе, доказав, что «присутствие посторонних улучшает качество выполнения индивидуумом простых и привычных заданий и ухудшает выполнение новых и сложных». Учёные обнаружили, что на самом деле нет никакой разницы, наблюдают ли за человеком живые люди, находящиеся рядом, или же глаза с изображения –фотографии(автор исследования Мелисса Бейтсон (MelissaBateson), профессор Центра поведения и эволюции при Университете Ньюкасла).

Как оказалось, под зорким взглядом людей, изображённых на плакатах, уменьшаются кражи велосипедов, увеличивается количество денег, положенных в благотворительные ящики, а посетители кафе чаще убирают за собой со столиков.

Кажется, что не имеет значения, где именно располагается это «всевидящее око»: исследования показали, что, даже если на улицах раздают рекламные буклеты с изображением смотрящего в объектив человека, количество мусора в этом районе сокращается на две трети.

Согласно данным, полученным в ходе эксперимента, 4,7% людей выбросили листовку с изображением глаз в неположенном месте, а вот без такого изображения – 15,6%. Заметим, однако, что посыл данных экспериментов кроется в том, что нашу психологию изменяет сам факт присутствия других людей. Этот эффект работает даже тогда, когда рядом на самом деле никого нет, и мы только воображаем наличие наблюдателей. Своеобразным внушением о наличии наблюдателей можно назвать и систему видеонаблюдения.

Роль видеонаблюдения в современном обществе трудно переоценить. Это настолько эффективная мера безопасности, что её давно уже взяли на вооружение практически все государственные и коммерческие организации, а также многие частные лица. Куда бы мы ни пришли – в банк, супермаркет, развлекательный центр – везде на нас глядит зоркий глазок камеры видеонаблюдения.

Преимущества их использования очевидны. Уже только сам факт того, что ведется видеонаблюдение, дисциплинирует людей. Если установить видеокамеры наблюдения в супермаркетах, то там резко снижается количество краж и различных мелких пакостничеств, ведь запись видеонаблюдения не оставляет злоумышленнику никаких шансов уйти от правосудия. Грамотная организация видеонаблюдения позволит держать под контролем любой уголок заведения. А при условии, что все видеозаписи хранятся в архиве, становится возможным восстановление событий практически без срока давности.

 

Попробуем рассмотреть эту тему сквозь призму Ислама. Разберём для начала такой важный столп веры, как Ихсан.

Ихсан значит старание в поклонении Всевышнему, при котором человек осознаёт и помнит, что Он Всевидящий и Всеслышащий, Знающий все человеческие помыслы и намерения. Таким образом, Ислам имеет две стороны – явную и скрытую, важнейшей из которых является именно невидимая, духовная сторона. Ей и следует уделять основное внимание. Абу Давуд передаёт хадис:

«Всевышний Аллах не принимает никаких деяний людей, кроме тех, которые искренне выполнены ради Него». (Абу Давуд)

Разработчики видеосистем вряд ли задумывались об этом, но получается, что они обеспечили нас искусственным фиксатором наших действий, чтобы записи эти были свидетельством за нас или против нас на этом свете. Тем не менее, мы должны понимать, что Создатель приставил к каждому из нас двух ангелов, имена которых Ракиб и Атид. Это два ангела, записывающие благие и плохие деяния человека, находящиеся, соответственно, с правой и с левой стороны. А всё, что занесено в их книги, станет свидетельством за или против нас на том свете.

Для человека, который верит в загробную жизнь, очень важно быть не только законопослушным гражданином своей страны, но в первую очередь – послушным рабом своего Создателя, Всевышнего Аллаха, как сказано в Коране (смысл):

وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنْ الْهَوَى فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى

«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (сура Ан-Назиат, 40-41).

Ибн Касир толкует этот аят:

«То есть для того, кто боялся предстать перед Господом и боялся суда Аллаха и потому воздерживался от страстей, подчиняя их Своему Покровителю, «пристанищем будет Рай». То есть его обителью будет просторный Рай».

Для богобоязненного раба не имеет значения, направлен ли на него объектив видеокамеры, главным стимулом его праведности является осознание того, что он круглосуточно находится под взором Всевидящего Аллаха. Не произнесёт благочестивый раб ничего скверного, помня, что Аллах – Всеслышащий и что каждое слово его записывается в скрижали. И такой раб воздержится от скверного не потому, что его арестуют и накажут в соответствии с законом, а потому, что он навлечёт на себя своим преступлением гнев Всевышнего Аллаха.

Нет сомнения в том, что для праведного раба лучшим регулятором поведения является тот факт, что Всемогущий Аллах ведает о нём, что два ангела, стоящих за его плечами, записывают за ним, что в День суда он предстанет перед Господом и будет спрошен о своих делах. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):

فلنسألن الذين أرسل إليهم ولنسألن المرسلين فلنقصن عليهم بعلم

«В Судный день Мы непременно призовём к ответу тех, к кому были направлены посланники, и Мы спросим самих посланников. И тогда Мы непременно расскажем всем о том, что они вершили» (сура Аль-Араф:6,7).

Таким образом, будет отчёт, и каждый получит воздаяние или наказание за деяния, будь они ничтожно малыми или большими, как об этом говорится в Коране (смысл):

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَه * وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَه

«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит воздаяние за него. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его, и ему воздастся за него». (сура Аз-Зальзала, 7,8)

Для мусульманина лучше всего – быть великодушным к другим людям, совершать добро не ради хвастовства, а ради довольства Всевышнего. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

المسلم من سلم المسلمون من لسانه و يده

«Мусульманин — это тот человек, от рук и языка которого другие люди не получают вреда, боли и расстройства души». (Бухари)

Пусть это звучит горько, но общество, поведение которого необходимо стимулировать наличием камер или прослушки, морально нездорово и уже идёт к погибели.

Представьте себе, что лежит на дороге кошелёк, набитый деньгами, а мимо него прошёл один человек, который не подобрал его, боясь быть замеченным людьми в столь негожем поступке; также мимо прошёл другой человек, не подобрав кошелёк, боясь отчёта в День Суда – посудите сами, как велика разница между этими двумя людьми. Из вышесказанного следует, что общество благочестивых мусульман в системе видеонаблюдения принципиально не нуждается.

Али Багомедов,

студент 3 курса ОЖ ДГИ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.