Случаи, когда нужно проявлять терпение

19 Июль 2016
3282

Процессы в современной России представляют собой уникальное социокультурное явление в смысле диалектики развития монотеистических религий – православия и ислама. С одной стороны, официальной политикой Президента России В.В. Путина выступают действия, направленные на возрождение традиционных верований нашей страны. Они включают усовершенствование образовательной системы, всестороннюю помощь официальным конфессиональным организациям (представление земельных участков для строительства культовых сооружений, финансовые льготы и т.д.).

С другой стороны, мы являемся свидетелями развития атеистических тенденций, зародившихся в советский период. Например, в одном из сельских районов Республики Башкортостан только десять процентов родителей согласились на то, чтобы их дети изучали основы исламской культуры, и пять – православия.

Надо признать, подавляющее большинство взрослых негативно относится к соблюдению конкретных религиозных требований. Странным в этой ситуации выступает стремление молодёжи вернуться к религии: никах, венчание, исем кушу, крещение и другие обряды, которые организуют молодые семьи, становятся общей тенденцией.

Такую странность религиозной сферы можно объяснить третьим законом диалектики – законом отрицания. Он отражает реальную тенденцию продолжения положительных компонентов старой системы, в данном случае – у атеистов родителей рождаются верующие дети. Несмотря на странности, необходимо признать наличие прогрессивной, конструктивной тенденции в развитии нашей молодёжи.

То, что большинство родителей, осознано или нет, стремятся обойти выполнение религиозных требований – факт печальный, но реальный. Одним из объяснений данного явления может выступить принцип жертвенности верующего человека. Диалектика религиозной веры предполагает две противоположные тенденции – отдачу и получение.

Первое включает комплекс действий, который в религии понимается как жертвенность и состоит из намаза, поста, уплаты закята, помощи нуждающимся, поддержки финансами и делом других людей. Жертвенность также содержит такие действия верующих, как отказ от харамных продуктов и дел: спиртного, наркотиков, воровства, обмана, супружеской измены, получения финансовых выгод и других.

Второй компонент веры во Всевышнего состоит в том, что человек, вручая себя Творцу и совершая вышеперечисленный комплекс действий, получает блага этой земной жизни и счастье в жизни после смерти. Он включает душевную гармонию и спокойствие, телесное и духовное здоровье, благополучную семью, материальный достаток, уважение в обществе. То есть всё то, что нами понимается как счастье.

Жертвенность невозможна без терпения, ибо она основывается на конкретных действиях, направленных на укрощение своего нафса. Наше эго крепко держится за иллюзорное благополучие, не позволяя нам отрываться от природных пережитков. А без этого невозможно вести речь о трансформации нашей души в состояние истинно верующей личности. Поэтому в Священном Коране имеется ряд аятов, воспитывающих у мусульман терпение:

إِلاَّ الَّذِينَ صَبَرُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـلِحَاتِ أُوْلَـئِكَ لَهُمْ مَّغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ كَبِيرٌ

«Кроме тех, которые терпели и творили благое: для них – прощение и великая награда за их благие дела, совершённые во время благоденствия». (Сура «Худ», 11)

مَا عِندَكُمْ يَنفَدُ وَمَا عِندَ اللَّهِ بَاقٍ وَلَنَجْزِيَنَّ الَّذِينَ صَبَرُواْ أَجْرَهُمْ بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«То, что у вас, иссякает, а то, что у Аллаха, остается (то есть Его награда в раю вечная, непрекращающаяся и нескончаемая. Она продолжительная, не изменится и не исчезнет). И воздадим Мы тем, которые терпели, наградой ещё лучшей, чем то, что они делали». (сура «Ан-Нахл», 96)

 В этом аяте Всевышний Аллах клянётся, что Он обязательно воздаст терпеливым наилучшим образом, то есть также простит их прегрешения.

يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اصْبِرُواْ وَصَابِرُواْ وَرَابِطُواْ وَاتَّقُواْ اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О вы, которые уверовали, терпите, терпите и будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха – поистине, вы будете счастливы!». (сура «Али Имран», 200)

Жертвенность невозможна без терпения, ибо она выражается в испытании определенного дискомфорта, иногда весьма ощутимого. Вполне обоснованным выступает требование шариата, согласно которому жертвенный баран должен быть безупречным, то есть без всяких телесных изъянов. Дело в том, что эгоистическая часть души, которая выражается понятием нафс, диктует нашему сознанию стремление получить пользу и выгоду во всём.

То есть наше эго было бы очень довольно, если бы мы пожертвовали Аллаху животное, которое практически не пригодно нам. Таким образом, в данном случае мы бы получили двоякую пользу: выполнили религиозное предписание, пожертвовав барана, и в то же время не принесли урон хозяйству.

Поэтому Ислам выдвигает бескомпромиссное требование относительно здоровья жертвенного животного. Обоснование мысли о том, что жертва должна быть безупречной, ибо она предназначено Всевышнему, формирует мировоззрение истинного верующего. И весь этот процесс направлен на воспитание нравственности, смысл которой – трансформация наших природных инстинктов в высшие чувства Аллаху, главное из которых – это любовь к Нему.

Серьезным испытанием нашей веры являются повседневные мелочи жизни, обоснованные на атеистических традициях. К сожалению, для миллионов наших сограждан просто немыслимой представляется идея о том, что юбилей, Новый год и другие праздники можно встретить без спиртных напитков. Только мысль о том, что необходимо иметь терпение, чтобы не увлечься этими шайтанскими традициями, позволит личности сдержаться от харамных поступков.

Таким образом, терпение позволяет мусульманину сохранить свою бессмертную душу, чтобы предстать перед Всевышним в первозданной чистоте. Только оно поможет нам не увлечься харамными сексуальными радостями, нарушив шариатский закон, обеспечивающий твердость основ семейной жизни. Выполнению заповеди Аллаха, которая запрещает воровство, также помогает терпение, позволяя нам преодолеть шайтанское искушение. Дьявол, вызвавший гнев Творца, постоянно нашептывает каждой личности множество иных соблазнов, спастись от которых нам позволит только терпение.

Поэтому в Сунне Пророка Мухаммад имеется множество хадисов о терпении, мобилизующих волю личности воспитать в себе Сабр.

Это универсальное качество, позволяющее нам сохранить свою божественную душу и получить радости мира этого и потустороннего. При этом необходимо иметь в виду то, что достигнуть милости Всевышнего мы сможем только тогда, когда терпение станет органической частью нашей души. Это означает, что она не позволит ни на секунду забыть о необходимости быть терпеливыми.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.