Толерантные грани

17 Март 2018
2301

Долг каждого культурного мужчины или женщины – сочувственно читать писания мира. Если мы хотим уважать другие религии, как свою собственную, нам нужно дружелюбно изучать религиозные миры – это является священным долгом. (Ганди)

Часы тикают и подобно неконтролируемому сапсану несут нас навстречу неизвестному. Почему неизвестному? Да потому что никто не может сказать, на каком уровне развития или разложения окажется наша умма завтра, и что из ныне существующего останется для нас святым.

Общественные устои меняются подобно погоде в Великобритании, и то, что ещё вчера было неприкосновенно, завтра грозит быть обесчещено и растоптано. Если в прежнее время, например, проявление веротерпимости и благородства были для мусульман чем-то обыденным, то сегодня их наличие способно вызвать резонанс и немало удивить.

Вероятно, вам тоже попадаются на глаза «душевные» ролики о благородных поступках, которые периодически появляются в инстаграме и собирают урожай лайков и репостов.

Как вы думаете, о чём это говорит? Это говорит о том, что такие качества, как благочестие и толерантность, постепенно выходят в тираж, а нравы людей всё больше деградируют.

В последнее время становится модно обособляться, не замечая ничего дальше собственного носа, и при этом со всей серьёзностью позиционировать себя как истинно верующего человека.

Однако придерживаться Ислама – это не только постить селфи возле Каабы и через каждые два слова вставлять «ин-шаа-Ллах», это ещё и соответствующее отношение к окружающим, примеры которого были четко продемонстрированы Пророком .

И именно этот аспект, на мой взгляд, сегодня всё чаще уходит из поля зрения людей, якобы придерживающихся Корана и Сунны и призывающих к этому весь остальной мир.

Призыв, правда, у них очень и очень своеобразный. Последний случай такого «даавата» был продемонстрирован в храме Георгия Победоносца в Кизляре, где под волну «истинного призыва» попали ни в чём не повинные женщины, убитые «диссидентским» муъмином.

Перед этим возомнивший себя мессией молодой человек запилил видос, где заявил, что собирается устроить операцию «Возмездие». Только вот непонятно, при чём тут бедные женщины, пришедшие в этот день в храм? Сомневаюсь, что кизлярский «дааватчик» обременял себя подобными мыслями, что, впрочем, никогда не было свойственно и тем, за чьими липовыми идеалами он следовал.

Самое стрёмное в таких случаях, что подобными поступками в глазах общественности эти люди очерняют не только себя, но и весь Ислам, который после подобного представляется неким антонимом толерантности.

Так ли это на самом деле и что для мусульманина – быть толерантным, мы сегодня и постараемся узнать.

Немного издалека

Вообще, если говорить конкретно о нашей стране, то само слово «толерантность» вошло в научный обиход ещё в XVIII веке. В либеральной же печати оно употреблялось лишь с середины XIX века, однако примерно с 1930-х годов практически вышло из политической номенклатуры, пока его вновь не стали «эксплуатировать» в начале лихих 90-х.

Если понятие «терпимость» больше склоняется к преодолению неприятных обстоятельств, то толерантность подразумевает готовность относиться с пониманием к чужой культуре и религиозным убеждениям.

На мой взгляд, это едва ли не самый приоритетный аспект для продуктивного взаимодействия между различными этносами, населяющими нашу планету. Мир сегодня –это гигантское мультикультурное пространство, в котором объединено множество государств, религий и национальностей.

Крепёжным материалом для этого «Вавилона» служит как раз толерантность и веротерпимость, без которых невозможен практически не один долговечный альянс. Именно поэтому в Шариате так чётко прописаны принципы взаимоотношений между мусульманами и иноверцами, которые зиждутся в первую очередь на уважении и понимании.

Для закрепления вышесказанного вспомним пару примеров.

Эталон

Примеров, когда Пророк Мухаммад проявлял терпение по отношению к иноверцам и даже безбожникам, очень много.

Получив численное и военное превосходство после распространения Ислама, он, тем не менее, НИКОГДА не пытался откопать топор войны, чтобы вернуть старые долги тем, кто притеснял мусульман, когда они были в меньшинстве.

Например, когда он пришёл в Таиф, местные жители не просто грубо отвергли его наставления, но и заставили своих детей и юродивых забросать его камнями. Когда же он отошёл от них и присел, чтобы передохнуть, Всевышний отправил к нему ангела, который был готов обрушить горы на невежественный народ Таифа, стоило ему только сказать об этом.

На что Любимец Аллаха ответил: «Не нужно их губить. Я надеюсь, что из их потомства выйдут праведные люди». Тогда ангел сказал: «Поистине, прав Аллах, который назвал тебя Ар-Рауфу Ар-Рахим (самый милосердный и добрый)». (Бухари, Муслим)

Аналогичный случай имел место при сражении вблизи горы Ухуд. Тогда Пророк потерял довольно много крови и получил множественные ранения. Сподвижники, чьи сердца разрывались от одной мысли, что кто-то причинил вред любимцу Аллаха , попросили его проклясть язычников.

На это Пророк ответил следующим дуа: «О мой Аллах, приведи МОЙ народ на правильный путь. Они не ведают правды». С подобной мольбой лучший из людей обратился и за людей из племени Давс.

Примеры праведников

Ещё одним примером толерантности можно назвать отношение великого имама Шамиля к своим пленным. Примечательно, что после окончания войны Шамиля, который находился некоторое время в Калуге, посещали бывшие пленники.

Сегодня трудно представить подобный «стокгольмский синдром», так как во время любых военных конфликтов участь пленных, как правило, незавидна. Что же было такого особенного в отношении имама к «кавказским пленникам», что оставило в их сердцах светлую память о нём?

Историк Шапи Казиев пишет: «В столице Имамата жили русские, поляки, грузины и множество другого русскоязычного люду. Жили наравне с горцами и при своей вере».

А известный профессор Тель-Авивского университета Моше Гаммер писал: «Шамиль никогда не навязывал обращение в Ислам. Все, кто придерживались своей веры, обитали в "русском поселении" вблизи резиденции имама сначала в Дарго, потом в Новом Дарго. Здесь они имели право жить по своим обычаям и традициям. Была там и православная церковь и священник».

Также Гаммер добавил: «…Шамиль, узнав о существовании преследуемых российским правительством групп населения (инородцев, как, например, поляков, или религиозных групп, таких как старообрядцы), предоставлял им убежище, где они могли мирно жить и свободно исповедовать свою религию».

Думаю, по этим примерам очевидно, что для мусульманина означает само понятие «толерантность».

Антигерой

Примеры благочестивого отношения Пророка к иноверцам слишком очевидны, чтобы чего-то не понять. Однако вырезанные на скорую руку из гипсокартонного листа современные «борцы за веру» определили для себя новые параметры Сунны и Шариата.

И если для праведников прошлого было делом чести демонстрировать именно красоту Ислама, то свежеиспечённые «моджахеды» об этом как-то не задумались. Высококачественный арт-хаус с пытками беззащитных, самоподрывы в местах скопления мирного населения, ложная интерпретация и подгонка хадисов и аятов под собственные цели – это только часть той грязи, которой «блюстители Сунны» замарали знамя Ислама в глазах всего мира.

Послушайте! Ислам не имеет (и никогда не имел!) ничего общего с принуждением и агрессией, со стадным инстинктом толпы и жестокостью, то есть со всем тем, что пытаются ему приписать абсурдные в своём фанатизме невежды с чёрными знамёнами в руках.

Вспомните случай, когда Салахуддин Айюби отвоевал у крестоносцев Иерусалим и, имея возможность вернуть им кровавый долг, отпустил их с миром. Этот случай вписан золотыми чернилами в историю сражений Туманного Альбиона, для которого Саллахуддин и по сей день ассоциируется с доблестью и благородством.

Однако время нестабильно, а человек непредсказуем, поэтому кто-то предпочитает смотреть на мир через дуло автомата, а кто-то – сквозь рупор призыва и терпения на пути к нему. Конечно, каждый чел индивидуален и своеобразен. Но считать иноверцев сбродом и серой массой, которую можно истреблять, не обременяя совесть – это верх невежества по каким угодно меркам.

Вообще, трудно представить, что те, кто сегодня планомерно занимается искажением постулатов нашей религии, адекватные и умственно полноценные люди. Люди? Здесь нельзя утверждать однозначно, учитывая, ЧТО эти индивиды порой устраивают на камеру. Человеческая жестокость, как мы помним, пришла в этот мир ещё на заре жизни пророка Адама (мир ему), когда его старший сын Кабиль убил своего младшего брата Хабиля.

Это было первым убийством в истории человечества, ознаменовавшим начало войны Добродетели со Злом. Время шло, население увеличивалось в геометрической прогрессии, а вместе с этим росло число преступлений людей против равных себе. И сегодня эта точка почти достигла своего апогея, и кажется, что ещё совсем немного, и фитиль догорит до конца...

Постскриптум

Если переместить объектив темы на нашу страну, то мы увидим, что ещё свежи рубцы от Беслана, Норд-Оста и других терактов, происходивших когда-то на территории РФ со страшной регулярностью.

Чтобы образ Ислама не был полностью очернён, многие наши алимы тогда открыто выступили против этой разрушительной машины, что в итоге стоило многим из них жизни.

Подобное, к сожалению, зачастую остаётся за кадром центральных СМИ, которые целенаправленно муссируют негатив, тем самыми подбрасывая дрова в и без того полыхающий огонь.

Лично мне обидно наблюдать, как после действий скудоумных «стрелков» именно нашим алимам приходиться отстаивать честь Ислама, чтобы люди продолжали верить мусульманам и не боялись их. Это самый чёрный и неблагодарный труд, который только можно представить. Вообразите, что кто-то в вашем подъезде регулярно ломает лифт, а вы каждый раз ходите извиняться перед домоуправлением от имени всех жильцов. Согласитесь, не очень приятное занятие.

А теперь давайте на место лифта поставим убитого ребенка, казнённого мужа, расстрелянного сотрудника…? Понимаете, какой груз ответственности лежит на плечах тех, кто должен распространять Ислам после действий «чернознамённых» лицемеров с пустыми душами и жестоким взглядом?

Хотелось бы, конечно, завершить всё на мажорной ноте, да вот беда: ноты у меня на этом закончились, а значит, бросим якорь. Любите друг друга, дорогие читатели и помните, что созидание намного лучше разрушения!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.