Забытые идеалы. Скромность.

1 Ноябрь 2018 972

Скромностьэто не только орнамент, но и страж добродетели. (Д. Аддисон)

Изнутри.

Анализируя происходящее вокруг, я порой осознаю удивительный диссонанс в своих собственных взглядах. Сейчас мне кажется, что это почти идеальный показатель того или иного поступка, но спустя какое-то время все представляется абсолютно иначе.

Взять, к примеру, такие понятия, как стыдливость и скромность. Думаю, не мне одному кажется, что эти качества характера буквально ежегодно меняют свою калибровку. Если ещё вчера общество расшифровывало их как достоинство, то сегодня это попахивает пережитком прошлого.

«Как же быть?» – недоуменно спросит обыватель. «За кем же следовать?». Я в таких случаях не провожу параллели, а вместо этого обращаюсь к истории того, чей авторитет не ослабевает с течением временем – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Избранный раб Всевышнего является платиновым сплавом наилучшего нрава и высочайшего интеллекта, и поэтому как никто другой подходит на роль эталона. Как известно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на свой поистине космически высокий статус, отличался удивительной застенчивостью и скромностью.

Его сподвижники, будучи и сами на редкость скромными людьми, не переставали дивиться тому, каким стеснительным человеком был Любимец Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Возможно, этим во многом и объясняется колоссальный успех его пророческой миссии, ведь никто, согласитесь, не будет следовать за тем, кто своим поведением не подтверждает правоту своих убеждений.

Он (Пророк) максимально придерживался тех постулатов, к которым призывает Ислам, и популяризировал Шариат больше своим поведением, нежели агитацией. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) демонстрировал скромность в вопросах быта и взаимоотношений с окружающими, в личностных качествах и т.д.

В одном из хадисов он высказал очень интересную мысль:

لكل دين خلق وخلق الإسلام الحياء

«У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность». (Имам Малик)

Однако песок времени неумолимо отмерял отпущенный срок, и спустя годы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покинул этот бренный мир. Мусульмане постепенно стали сдавать свои позиции на поле битвы с нафсом, и Ислам вновь, как и много лет назад, оказался в эпицентре ожесточённого сражения сил Света с войсками Тьмы.

Сменявшие друг друга эпохи изменили многое в сознании инсана, и понятие скромность также не раз подвергалось «шлифовке». Но что же пришло на смену скромности?

Понты

Понятное дело, подмена понятий происходит с небывалой скоростью. Однако есть уникальные «концепции», которые практически никогда не выпадают из тренда. Например, ПОНТЫ. Склонностью к «выпендрёжам» люди страдали всегда, никто из историков с этим, в принципе, не спорит. Однако если «выкрутасы» людей прошлого имели под собой хоть какое-то основание, то сейчас всё совсем иначе. Сегодня стало мейнстримом использовать любой повод для публичного самолюбования, в котором должно участвовать как можно больше верных подписчиков страницы в соцсетях.

И особенно стрёмно это выглядит, когда эту трансляцию ведут те, кому больше нечем блеснуть. Фейковые гангстеры и гламурные особы, которыми перенасыщен Инстаграм (и от которых очень проблемно отписаться) – тот самый показатель нашей тяги к понтам.

Желание выделиться выжгло в нас идею о скромности как необходимого качества личности, и благодаря этому на пепелище свергнутой добродетели на ветру развевается знамя показухи.

Размышляя об этом, можно понять одну простую истину: действительно скромным бывает только самодостаточный человек. Именно самодостаточность освобождает человека от необходимости выставлять на витрину свои достижения и регалии.

Самодостаточный человек живёт другими категориями успеха, в большей степени ориентированными на внутренний мир как на основную платформу саморазвития. Такие люди умеют скромно признавать свои промахи и не пытаются выглядеть героями, несмотря ни на что.

Им не нужно привлекать к себе внимание или, выставляя себя жертвой, ждать сочувствия. У них есть для этого Господь, к которому обращены все их просьбы и жалобы. А в чём может нуждаться тот, у кого есть такой Защитник? Правильно, ни в чём!

Однако это отдельная и малочисленная каста, которая может годами жить в тени собственного величия и своей скромностью внушить сомнения в самом факте их существования.

Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) передал:

أنَّ رَسولَ اللَّه صلى الله عليه وسلم مَرَّ على رَجُلٍ من الأنْصَار وهُو يَعِظُ أخَاهُ في الْحياءِ، فقال عليه الصلاة والسلام

دَعْهُ فَإنَّ الحياءَ من الإيمانِ

Как-то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо двух братьев ансаров, один из которых давал наставление второму не быть таким скромным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь его в покое и не советуй ему ничего подобного; ведь скромность – это часть веры (имана)». (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)

А ещё скромные люди живут в абсолютной гармонии с собой и знают, в чём смысл их жизни. Это, в свою очередь, освобождает их от нужды в браваде и в постоянном одобрении.

Скромность в какой-то мере – это внутреннее самоуважение и этакое непоколебимое достоинство, основанное на познании себя через призму милости Создателя. Быть успешным, оставаясь при этом скромным – это, как правило, результат сильной воли и недюжинного характера.

Избегать фальши порой не так просто, как может показаться на бумаге. Нафс на пару с иблисом третируют скромного и успешного человека намного изощрённее, чем неудачника и понтореза. В идеале, чем человек интереснее и глубже, тем он скромнее и благороднее. В этой связи истории из жизни пророков Аллаха (мир им) – самый лучший пример.

Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал сподвижникам: «Стесняйтесь же Аллаха должным образом». Абдуллах ибн Масрук (да будет доволен им Аллах) на это ответил: «Мы стесняемся Аллаха! Вся Ему хвала».

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это не является стеснительностью! Однако тот, кто истинно стесняется Аллаха, пусть сохранит голову и содержимое (удерживает мысли от запретного), живот и то, чем заполняет утробу, и пусть думает о смерти и могиле. Кто предпочитает вечный мир, тот оставит красоты этого мира, и кто так поступит, тот будет истинно стесняющимся». (Тирмизи, Ан-Насаи)

Постскриптум

Стыдливость – это действительно одна из тех жемчужин, что ещё остались в сердцах истинных мусульман из числа сыновей Адама. И если мы не приложим сегодня усилия, чтобы сохранить ее, то мир погрузится в пучину безнравственности ещё быстрее, а от Ислама отколется ещё один огромный кусок.

Пусть Всевышний, наделивший нас разумом и возможностью противостоять злу, не лишит нас силы попытаться измениться в лучшую сторону. В поисках света. На краю земли.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.