Намаз, который не приносит верующему никакой пользы

20 Февраль 2019
51118

Все мы знаем, что намаз является одним из самых ценных поклонений, которые совершает верующий. Пятикратный намаз также является опорой религии и считается признаком, отличающим мусульманина от неверующего.

Совершая намаз, каждый из нас надеется не только исполнить свою обязанность перед Всевышним Аллахом, но и получить за своё поклонение хотя бы небольшое вознаграждение. Однако никто из нас и не предполагает, что совершённый им намаз может не принести ему пользы, а может и навредить.

Человека постигают не только физические болезни, но и болезни сердца, такие как зависть, ненависть, злоба, гордость, гнев, алчность и другие. Самым страшным и опасным недугом человеческой души и болезнью сердца, которая только может быть, является лицемерие – нифак.

Лицемерие бывает различных уровней, и низшим по степени является «рия» (фальшь). Рия – это действия, предпринятые для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на кого-либо, с демонстрацией обрядов поклонения и благодеяний.

Этот душевный недуг может сделать бесполезным намаз и другие благодеяния, ибо именно сердце является куском плоти, от которого зависит здоровье всего тела.

От Абу ‘Абдуллаха Ан-Ну’мана бин Башира (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَلاَ وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ أَلاَ وَهِيَ الْقَلْبُ

«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком этим является сердце». (Бухари, 52; Муслим, 1599).

Сердце – это самый почтенный орган в человеческом теле и самое дорогое, чем обладает мусульманин. Поэтому, если сердце здорово, его обладатель сохранит здоровье всего тела, если же оно больно, то его обладателю необходимо без отлагательств лечить его.

Вышеперечисленные и другие душевные недуги губят сердце, пока не умертвят его, а когда умрёт сердце, то исчезнут и чувства. Живое и мёртвое сердце подобно живому и мёртвому телу. Живому телу доставляет боль даже лёгкий укол иголки, мёртвое тело, даже если его изрежут саблей, не почувствует боли.

Эти болезни сердца гасят его свет и губят его предназначение, ослепляют его прозрение. Эти болезни настолько страшны и опасны, что сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибегал к защите от них и от намаза, который не принёс бы ему пользу.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

اللهم إني أعوذ بك من نفس لا تشبع، وأعوذ بك من صلاة لا تنفع، وأعوذ بك من دعاء لا يسمع، وأعوذ بك من قلب لا يخشع

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от души, которая не может насытиться, от намаза, который бы не принёс мне пользу, от мольбы, которая не будет услышана, и от сердца, не проявляющего смирения». (Ибн Хиббан, 1015; Абу Давуд, 1549)

В этом хадисе приводится мольба самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в которой демонстрируется вся осознанность, искренность и богобоязненность истинного раба Всевышнего Аллаха. Этим дуа Пророк (мир ему и благословение Аллаха) показывал своей общине важность искреннего намаза и вред его совершения напоказ.

Также передают со слов Шаддада ибн Ауса (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من صلى يرائي فقد أشرك، ومن صام يرائي فقد أشرك، ومن تصدق يرائي فقد أشرك

«Кто совершает намаз напоказ, тот впал в многобожие (малый ширк). Кто постился напоказ, впал в многобожие. И кто давал садака напоказ, также впал в многобожие». (Имам Ахмад)

Как видите, действительность нашего намаза зависит от искренности и стремления к довольству Всевышнего. Получается, что наличие искренности в намазе подобно наличию души в теле человека. Представьте себе, какова разница между живым человеком и телом, испустившим дух.

Поистине, каждый мусульманин, соблюдая определённые условия, совершает намаз, который является той опорой, на которой строится его вера. Однако, для того, чтобы намаз был принят Всевышним Аллахом, приносил верующему пользу и вознаграждение, необходимо, чтобы оно было совершено только ради Всевышнего Аллаха со смиренностью, искренностью и с присутствием сердца.

Какую же пользу принесёт намаз человеку, который во время его совершения пребывал в отвлечённом от Всевышнего Аллаха состоянии и совершил его для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на кого-либо? Поэтому намаз необходимо совершать не напоказ, а только ради достижения довольства Всевышнего.

При совершении намаза должным образом, с соблюдением его желательных действий и обязательных условий, в основе всегда должны находиться искренность и стремление достичь довольства и милости Всевышнего. Да убережёт нас Аллах от фальши и простит нам наши грехи! Амин!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.