Максуд-хаджи Садиков: Мазхабы – это благодать Всевышнего, Его дар мусульманской общине

1 Июль 2010
1314

Максуд-хаджи Садиков: Мазхабы – это благодать Всевышнего, Его дар мусульманской общине 26-27 июня в Москве под эгидой Института востоковедения РАН и Всемирной ассамблеи по сближению мазхабов проходила международная конференция «Россия и исламский мир: сближение мазхабов как фактор солидарности мусульман». В её работе приняли участие учёные из 9 стран мира, востоковеды, религиозные и общественные деятели из различных регионов России. Республику Дагестан на конференции представлял ректор Института теологии и международных отношений, доктор философских наук Максуд-хаджи Садиков. Предлагаем вам интервью Максуда-хаджи Садикова сайту IslamRF.Ru.

– Максуд-хаджи, в докладе на конференции Вы указали на важность изучения мазхабов, их потенциала и наследия – почему?

– Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Каждый мазхаб обладает своим потенциалом, особыми нормами права. В рамках мазхаба мусульманин имеет право в зависимости от ситуации, места, условий принять ту установку из мазхабов, которая приемлема именно в данный момент. Поэтому верующий человек, правильно понимая мазхабы, получает простор для действий, оставаясь в рамках исламской правовой системы. Не случайно известные учёные Ислама говорят: мазхабы – это благодать Всевышнего, Его дар мусульманской общине, позволяющий ей адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам. О сближении можно говорить, когда речь идёт о межконфессиональных отношениях. Мазхабы не отдаляют мусульман друг от друга, а, наоборот, укрепляют умму. Я понимаю сближение мазхабов как более глубокое понимание их сущности, как получение новых знаний для сотрудничества внутри мазхабов в условиях глобализации. Сегодня мусульмане очень мобильны - миграция, Интернет и другие процессы заставляют верующих искать те нормы права, которые, с одной стороны, позволяют им жить в рамках Ислама, а с другой - жить в данной стране и в данной ситуации. Нужно сохранить себя в рамках Шариата, но при этом жить многообразном многокультурном мировом пространстве. Это позволяет достичь глубокого понимания своего мазхаба.

– Программа создания университетских центров, в частности, на Северном Кавказе, разработана с учётом существующих в регионе мазхабов – шафиитского и ханафитского. В каком виде шафиитский мазхаб представлен в учебной программе Северокавказского Центра в Махачкале, который Вы возглавляете?

– В рамках учебной программы науки по мазхабу составляют незначительный процент. Когда мы говорим о мазхабах, речь идёт, прежде всего, о фикхе. В рамках нашего Центра в этой дисциплине большой упор делается на шафиитский мазхаб, а в Нальчике – на ханафитский. Хотя сегодня мы делаем упор на оба мазхаба. Мы считаем, мусульманин сегодня должен хорошо их понимать. В количественном отношении в России преобладают ханафиты, но наши северокавказские мусульмане сегодня передвигаются по всей стране, они часто оказываются там, где живут татары-ханафиты, и шафииты должны знать, понимать, уважать, ценить особенности ханафитского мазхаба. Поэтому это условное обозначение, что в Махачкале изучается шафиитский мазхаб, а в Нальчике – ханафитский. Просто в отдельных дисциплинах делается больший акцент.

– Вы сказали и о том, что одной из мишеней экстремистских идеологов является как раз борьба с исламскими мазхабами, ибо расшатывание мазхаба есть ослабление Ислама. Что делает Северокавказский Центр, противодействия этому?

– Само появление университетских центров – это уже большой успех. После советского атеистического периода идёт процесс восстановления мусульманских традиций. Центры – это первый шаг, но он помогает в противостоянии течениям и идеологиям, которые используют Ислам в качестве инструмента в своих преступных антиобщественных целях. Сказать, что мы за этот краткий период сделали много, нельзя. Но мы заложили достаточно серьёзную основу тому, чтобы в последующем перебороть ситуацию и вести хорошую профилактическую работу среди молодёжи.

– На Ваш взгляд, ситуация в республике сейчас взрывоопасна?

– К сожалению, в Дагестане ситуация остаётся достаточно сложной. Ведётся очень активная работа представителями сект по вербовке молодёжи. Причём идёт вербовка не простых умов, а умов способных, талантливых. Мы очень обеспокоены этим. Власти, к сожалению, ещё не создали механизм обеспечения безопасности мировоззрения нашей молодёжи, не выработали чёткой политики, позволяющей хотя бы в последующем отгородить нашу молодёжь от влияния сект, а секты очень разные, и сегодня может появиться одна, а завтра – другая. К сожалению, повторяю, пока целенаправленной работы по выработке таких мер мы не видим, а хотелось бы. Мы ожидаем, что новый президент Дагестана примет в ближайшее время какую-то чёткую тактику в решении проблемных задач. Он человек верующий, каждую пятницу с мусульманами находится в мечети. Думаем, его политика будет способствовать установлению спокойствия в Дагестане и на Кавказе в целом.

– В Центре завершился учебный год, каковы итоги?

– Слава Всевышнему, учебный год прошёл достаточно успешно. В этом году мы выпустили и исламских теологов, и экономистов со знанием исламской экономики, и учителей начальных классов со знанием арабского языка и основ Ислама. Мы сделали достаточно солидный выпуск и заочников-теологов. Заочники – это те, кто уже имеет высшее исламское образование. Они поступили в наш Институт теологии, чтобы получить государственный диплом. Все выпускники-теологи задействованы в рамках нашей же образовательной системы, потому что мы сами нуждаемся в специалистах. Что касается экономистов, то они уже с 4 курса были распределены. Спрос на них очень высок в Дагестане. Что касается учителей начальных классов, они будут работать в школах, тем более что сейчас в средних школах внедряется новая дисциплина по основам религии и светской этики. Эти ребята подготовлены к преподаванию этих предметов. Проблем с трудоустройством наших выпускников нет, к ним большое внимание, на них есть спрос.

– Сколько ребят сейчас учится в Северокавказском Центре?

– Приблизительно 1500 человек, около 800 – очники, остальные учатся заочно. В предстоящем учебном году мы планируем дополнительно принять около 350 человек. Мы открыли отделение журналистики со специализацией «Исламская журналистика». Приём уже идёт по общей технологии, зачисление пройдёт на основании конкурса ЕГЭ. Вуз у нас аккредитованный, выдаём мы дипломы государственного образца, работаем в рамках действующих законов Министерства образования РФ.

– Максуд-хаджи, на Ваш взгляд, система университетских центров в России себя оправдывает?

– Да, она себя оправдывает, но она не работает на полную мощь. Мы должны преодолеть ещё объективные и искусственные барьеры, которые пока существуют. Первым шагом снятия таких барьеров является то, что мы создали Совет исламского образования. Мы его учредили в качестве некоммерческой партнёрской организации. Провели первое заседание этого Совета, в него вошли 15 учебных заведений России, как высших, так и средних специальных. В сентябре пройдёт следующее заседание. Таким образом, начинается процесс приведения многообразной исламской школы к единой общей системе. Т.е. идет процесс создания общего религиозного образовательного пространства России. Есть и искусственные барьеры, когда какой-то ректор из-за эгоистических побуждений говорит: «Я этого не хочу!» или «Мне это не интересно!». Надо мыслить не категориями «мне» или «мое», а категориями исламскими, общими. Надо думать о том, какие знания получит и как будет жить молодой человек, когда придёт в исламское учебное заведение. Если мы будем беспокоиться о нём, то искусственные барьеры снимутся.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.