Использование чужой вещи без спроса

Вопрос: 
Можно ли использовать чужую вещь без предварительного согласия на то хозяина?

Ответ:

قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة المحتاج

Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:

(ﻭﻟﻪ ﺃﻱ اﻟﻀﻴﻒ ﻣﺜﻼ (ﺃﺧﺬ ﻣﺎ) ﻳﺸﻤﻞ اﻟﻄﻌﺎﻡ ﻭاﻟﻨﻘﺪ ﻭﻏﻴﺮﻫﻤﺎ(ﻳﻌﻠﻢ) ﺃﻭ ﻳﻈﻦ ﺃﻱ ﺑﻘﺮﻳﻨﺔ ﻗﻮﻳﺔ ﺑﺤﻴﺚ ﻻ ﻳﺨﺘﻠﻒ اﻟﺮﺿﺎ ﻋﻨﻬﺎ ﻋﺎﺩﺓ .. (ﺭﺿﺎﻩ ﺑﻪ

«Гость, к примеру, может брать что угодно, будь это еда, деньги или же другое, если он знает или же предполагает, ссылаясь на весомые предпосылки, которые однозначно указывают на довольство хозяина тем, что гость возьмет эту вещь».

ﻷﻥ اﻟﻤﺪاﺭ ﻋﻠﻰ ﻃﻴﺐ ﻧﻔﺲ اﻟﻤﺎﻟﻚ ﻓﺈﺫا ﻗﻀﺖ اﻟﻘﺮﻳﻨﺔ اﻟﻘﻮﻳﺔ ﺑﻪ ﺣﻞ

«Так как в данном случае, все зависит от радушия хозяина,  при наличии серьезных предпосылок на это,  брать вещь и пользоваться ею дозволено».

ﻭﺗﺨﺘﻠﻒ ﻗﺮاﺋﻦ اﻟﺮﺿﺎ ﻓﻲ ﺫﻟﻚ ﺑﺎﺧﺘﻼﻑ اﻷﺣﻮاﻝ ﻭﻣﻘﺎﺩﻳﺮ اﻷﻣﻮاﻝ

 (٧\٤٣٦)

 «А предпосылки, указывающие на довольство хозяина в этом вопросе будут отличаться в зависимости от состояния и положения дел, а также от количества имущества (хозяина)»

[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 7, 436].

قال ابن قاسم العبادي في حاشيته

Ибн Касим аль-Аббади сказал в своих субкомментариях:

ﻇﻦ اﻟﺮﺿﺎ ﺑﻔﺮﺽ اﻻﻃﻼﻉ ﻋﻠﻰ اﻟﻘﺼﺪ، ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﻄﻠﻊ ﻋﻠﻴﻪ ﻣﺠﻮﺯ

 (٩\٨٩)

«Предположение о довольстве хозяина, узнай он об истинном намерении берущего (взять вещь в  попользование), дает право взять вещь без спросу, даже если хозяин и не узнает о его намерении»

[См.: Хашия ибн Касим аль-аббади, т. 9, 89].

وقال الخطيب الشربيني في كتابه "مغني المحتاج

Аль-хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтаж» говорит:

ﻓﺈﻥ ﺷﻚ ﻓﻲ ﻭﻗﻮﻋﻪ ﻓﻲ ﻣﺤﻞ اﻟﻤﺴﺎﻣﺤﺔ، ﻓﺎﻟﺼﺤﻴﺢ ﻓﻲ ﺃﺻﻞ اﻟﺮﻭﺿﺔ اﻟﺘﺤﺮﻳﻢ

 (٤\٤١١)

«А если же берущий усомнится в снисходительности хозяина относительно его поступка, то более верным мнением считается запретность (харам) пользования этой вещью, согласно написанному в книге «Аслу ар-равза»

[См.: Му’гни аль-мухтаж, т. 4, 411].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Если человек хорошо знает хозяина, имеет с ним хорошие отношения и при этом полагает, опираясь на весомые предпосылки, что тот будет доволен распоряжением его вещью без спросу и рад этому, то ее можно взять в пользование. А если же есть сомнения, относительно его довольства, то брать вещь без его ведома и согласия запрещено.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.