«Башкирды» в Паннонии

24 Июнь 2009 1177
О башкирах средневековой Венгрии

Большинство людей сегодня твердо убеждено, что история Европы средних веков настолько хорошо изучена специалистами-историками, что науке ничего принципиально нового добавить к уже известному не удастся. Но история Венгрии, страны, расположенной в центре Европы, способна предоставить много необычных сведений, в том числе о длительном существовании в ней ислама, что было связано с проживанием башкир-мусульман в этой части Европы в средние века.

Великая Венгрия

 Один из трех сохранившихся в Венгрии исторических минаретов (One of three ed in Hungaries history minaret)Современной исторической науке точно известно, что предки современных венгров, древние мадьяры (народ финно-угорского происхождения), изначально проживали в Западной Сибири, а затем в VI–VII вв. н. э. заселили западную часть Башкортостана, расположенную на Южном и Среднем Урале. Здесь древние мадьяры (венгры) долго не задержались и через полтора столетия навсегда покинули Башкирию. Но именно факт кратковременного (с исторической точки зрения) пребывания древних венгров в Башкортостане послужил причиной того, что исторический Башкортостан в средневековых венгерских источниках упоминается как Magna Hungaria, «Великая Венгрия», под которой подразумевалась легендарная прародина венгров. Но венгры не одни покинули Башкортостан. По невыясненным еще причинам вместе с ними покинула свою родину и какая-то часть башкир. Судя по результатам исследований историков и лингвистов, вместе с венграми покинули Урал родовые подразделения и кланы нескольких древнебашкирских племен, таких как Юрматы, Еней и ряда других. Эти башкиры вошли в состав древней венгерской полукочевой военно-племенной конфедерации, которая в VII – начале IX вв. располагалась в стране Леведия, между реками Дон и Днепр, и вела войны с соседними народами. В начале X в. венгры вместе с башкирами под предводительством князя Арпада перешли через Карпатские горы и завоевали территорию Паннонии, основав Венгерское королевство. Именно с этого времени средневековые арабские историки и географы начинают упоминать в своих трудах о башкирах – мусульманах Венгрии.

Арабские ученые о башкирах

Арабские ученые приводят многочисленные и зачастую противоречивые сообщения о башкирах средневековой Венгрии, которых они даже называли по-разному: «башгирд», «башджирд» или «башкурд». В первую очередь противоречивость этих сообщений проявляется в том, что средневековые арабские историки и географы располагали народ «башкурд» (или «башгирд») в местах, географически далеко находящихся друг от друга. Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший по приказу багдадского халифа Муктадира Волжскую Булгарию в 922–923 гг., оставил сообщение о народе «башгирд», представителей которого он обнаружил в долинах рек Кундурча, Сок и Кинель. Эти реки протекают по территории Оренбургской и Самарской областей и впадают в Волгу. По его словам, народ «башгирд» относится к тюркам и состоит почти сплошь из язычников.

Аль-Масуди (умер в 945 г.) был первым из арабских ученых, кто упомянул о башкирах Венгрии. Описывая в своей книге «Мурудж аз-захаб» войну, которую вели венгры и их союзники печенеги (средневековая тюркская народность) против Византии (Рум) в 932–943 гг., автор называет и венгров, и башкир башгирдами или базгирдами, указывая тем самым на то, что население Венгрии в тот период составляли собственно венгры и башкиры. В дальнейшем у арабских историков и географов сложится традиция называть венгров и башкир одинаково – «башгирдами» или «башджиртами», и на то были основания. По мнению известного тюрколога Заки Валиди Тогана, численное доминирование башкир в венгерской армии и переход политической власти в Венгрии в руки верхушки башкирских племен Юрматы и Еней в XII в. привели к тому, что этноним «башгирд» (башкир) в средневековых арабских источниках стал служить для обозначения всего населения Венгерского королевства. Арабский историк аль-Истахри в своем произведении «Китаб масалик аль-мамалик» использует этноним «башджирт» (башкир) для обозначения как башкир, проживавших в Венгрии, так и венгров. Его труд послужил главным источником для работы по географии Ибн Хаукаля под названием «Китаб сурат аль-ард» (первый вариант этой книги датируется 967 г., второй – 988 г.), который также под «башджирт» подразумевает не только башкир, но и венгров.

Этноним башкир (в тексте «башджирд») как название жителей страны Ункурийя (Хунгария, то есть Венгрия) также упоминается в произведении «Аль-Му'риб'ан ба'д 'аджа'иб аль-Магриб» Абу Хамида аль-Андалуси аль-Гарнати, арабского путешественника (ум. в 1169–70 гг.). Он прибыл в Венгрию в 1150–51 гг., прожил там три года и покинул эту страну в 1153 г.

Еще одно сообщение о народе «башгирд» приводит арабский историк Якут Хамави (ум. в 1229 г.) в своем произведении «Му'джам аль-булдан» в том месте, где он пишет о Венгрии, которую называет страной аль-Хункар. Он приводит разные варианты названия этого народа: «башгирдийя», «башгирд», «башджирд», «башкурд» с твердым «к», что делает это название идентичным самоназванию башкир – «башкурт». Якут Хамави пишет, что в г. Халеб (Сирия) он встретил группу студентов из народа «башгирд» и обстоятельно побеседовал с ними. Один из них сообщил ему, что его народ «башгирд» проживает среди одного из европейских народов («афранджей»), который носит самоназвание «хункар» (венгры), и что язык у «башгирдов» – язык франков («афранджей»), то есть язык народа «хункар» (венгров). Видимо, под языком франков им подразумевался латинский язык, который в средневековой Венгрии служил официальным языком. Как рассказали башкирские студенты, башкиры Венгрии, или «башгирды», исповедуют ислам ханафитского религиозно-правового толка (мазхаба) и проживают отдельно от «хункар» (венгров) на окраинах Венгерского королевства в своих населенных пунктах, «каждый из которых, как город». В пользу утверждения, что «башгирды» были отдельным от «хункар» (венгров) народом, говорит косвенный довод, вытекающий из сообщения студентов-»башгирдов» о недоверии царя «хункаров» (венгров) к «башгирдам» и его запрете обносить поселения «башгирдов» крепостными стенами из опасения, что они могут восстать против него.

Башкирские студенты рассказали Якуту Хамави, что башкиры Венгрии одеваются так же, как и венгры, и привлекаются на военную службу. Они сообщили, что башкиры Венгрии участвуют в военных экспедициях против тех стран, с которыми воюют венгерские монархи. Судя по их рассказам, те башкиры, которые несут военную службу, бреются и не носят бороды, как и «афранджи» (франки, то есть христиане). Якут Хамави спросил их, почему башкиры, будучи мусульманами, переселились в Венгрию, окруженную странами «неверных». Они рассказали, что в древние времена к их предкам еще до того, как те переселились в Венгрию, прибыло семь мусульман из страны булгар. Эти мусульмане-проповедники поселились среди башкир и обратили их в ислам. Башкирские студенты также поведали Якуту Хамави о том, что те венгерские башкиры, которые совершили паломничество, очень почитаемы мусульманами Венгрии и те стремятся препоручить функции по руководству религиозной жизнью на своих соплеменников-башкир, совершивших паломничество.

Ибн Саид аль-Магриби (ум. в 1286 г.) в книге «Китаб баст аль-ард» делит жителей Венгрии на два народа: башкир (башгирд), которые, согласно его утверждению, тюркоязычные мусульмане и проживают южнее реки Дунай, и венгров (хункар), которые исповедуют христианство. Он пишет, что эти народы отличаются друг от друга не только тем, что исповедуют разные религии, но и тем, что у них разные языки. Ибн Саид приводит другую версию о принятии ислама башкирами: он пишет, что башкир обратил в ислам некий туркменский факих (знаток мусульманского права), который научил их выполнению исламских обрядов. Столицей страны башкир (биляд аль-башгирд), согласно словам Ибн Саида, был город Крат, расположенный на юге страны. Возможно, что «крат» – это искаженное славянское слово «град» и представляет вторую часть слова «Белград», которым южные славяне в средневековье называли два города – столицу сербов Белград и столицу первой династии венгерских королей Арпадов – город Секешфехервар. Но можно также истолковать название главного поселения башкир Венгрии Крат (или Карт) как вторую часть этнического названия «башкурт», принимая во внимание то обстоятельство, что Крат был главным поселением башкир средневековой Венгрии, и это могло найти отражение в названии их центрального населенного пункта.

Сообщение Ибн Саида аль-Магриби о «башгирдах» (башкирах), приведенное им в этой книге, тем ценно, что в нем указывается на примерное место расселения башкир в средневековом Венгерском государстве. Судя по его словам, этим местом была или западная часть Венгрии рядом с Австрией, или южная часть Венгерского королевства, где сейчас расположена республика Босния и Герцеговина. Этническое самоназвание мусульман этой республики – «башняк» – частично совпадает с самоназванием башкир – «башкурт». На это сходство обратил внимание Бутрус Бустани, арабский ученый XIX в., составитель энциклопедии «Даират аль-ма'ариф». Сославшись на вышеупомянутые средневековые арабские источники о народе «башгирд» или «башкурт», он сделал вывод о том, что башкиры Урала и мусульмане-боснийцы – один народ. Бутрус Бустани опирался на сведения студентов-башкир, информаторов Якута Хамави, которые сообщили, что на востоке от их страны находится Рум (Византия), на севере – Сакалиба (страны славян и германцев), на юге – страна римского Папы, а на западе – Аль-Андалус (средневековая мусульманская Испания). Разумеется, вывод Бутруса Бустани о том, что мусульмане Боснии и башкиры являются одним народом, ошибочен, ибо первые – народ славянского происхождения, тогда как в формировании башкирского народа участвовали древнеиранские, древнемадьярские и древнетюркские племена. Объяснить частичное совпадение самоназвания мусульман Боснии с самоназванием башкир может предположение, что какая-то часть башкир, захвативших политическую власть в Венгрии в XII в., была ассимилирована славянским населением территории Боснии, которая входила в указанный период в состав Венгерского королевства, и от нее (то есть от этой части башкир) мог сохраниться лишь их этноним в искаженном виде – «башняк». История знает такие примеры: дунайские булгары, будучи тюрками, со временем растворились среди подвластных им славян и только их этноним сохранился в названии современной Болгарии и в самоназвании коренного населения этой страны. Труд же Ибн Саида аль-Магриби был использован Абу аль-Фида, другим средневековым арабским историком и географом, в произведении «Таквим аль-булдан». Абу аль-Фида пишет, что в Венгрии проживают два разных народа: на востоке страны проживает народ аль-хункар (венгры), который исповедует христианство, а на западе страны – народ «башкирд» (башкиры), исповедующий ислам. Башкиры, как он сообщает, в указанное время жили на берегах Дуная по соседству с германцами.

Арабский географ Абу Шамс Абу Абдаллах ад-Димашки (ум. в 1327) в своей книге «Нухбат ад-дахр фи 'аджа'иб аль-бирр ва аль-бахр» упоминает о башкирах, которые проживали рядом с мадьярами (венграми). Так же, как и Ибн Саад аль-Магриби, он указывает на то, что башкиры – это мусульмане Венгрии, в отличие от венгров, исповедующих христианство.

Арабский географ аль-Казвини (ум. в 1283) в книге «Асар аль-биляд» также называет мусульман средневековой Венгрии башкирами. И Рашид ад-Дин в «Джами ат-таварих» называет мусульман Венгрии башкирами. Согласно сообщению аль-Масуди в его книге «Мурудж аз-захаб», уже в середине X в. мусульманское население Венгрии, состоявшее вначале исключительно из башкир, стало увеличиваться за счет других этнических групп. Он пишет, что некоторые мусульмане-торговцы Венгрии были выходцами из Дербента (Баб-аль-Абваб) и других мест Аббасидского халифата.

В дальнейшем численность мусульман Венгрии выросла не только за счет естественного прироста башкирского населения Венгрии, но и благодаря принятию ислама печенегами, тюрками по происхождению, в результате нескольких волн переселения обосновавшихся в Венгрии. Печенеги, как и башкиры, служили в знаменитой венгерской коннице, наводившей ужас на всю средневековую Европу.

Еще одна группа мусульман Венгрии, как сообщает Абу Хамид аль-Гарнати, была представлена «хаваризма» – хорезмийцами. По его словам, численность выходцев из Хорезма достигала нескольких тысяч. В средние века в Венгрии торговцы из числа выходцев из Хорезма играли большую роль в торговле солью.

«Друг мусульман»

Положение башкир-мусульман в средневековой Венгрии было неодинаковым в разные периоды. Есть сведения, что после принятия венграми христианства, которое произошло во время правления венгерского короля Стефана І (997–1038 гг.), некоторые мусульмане Венгрии подверглись насильственной христианизации. Однако через одно столетие, согласно сообщению Абу Хамида аль-Гарнати, в период правления короля Гезы II (1141–1164 гг.) условия религиозной жизни мусульман Венгрии изменились в лучшую сторону. Это было связано с переходом реальной политической власти в Венгрии в руки представителей аристократии башкирских племен Юрматы и Еней. Такая положительная тенденция продолжалась сохраняться и дальше, достигнув своего пика в начале XIII в. во времена правления венгерского короля Андрея II (1205–1235 гг.). В начале своего царствования король Андрей II даже заслужил репутацию «друга мусульман». Затем, под давлением католического духовенства, он был вынужден изменить свое отношение к своим мусульманским подданным. Однако мусульмане продолжали оставаться представителями одной из самых многочисленных религиозных общин Венгрии в указанный период.

В 1222 г. король Андрей II был вынужден издать известный под названием «Золотая Булла» указ, ограничивающий права мусульман Венгрии, которые до этого имели право занимать государственные должности и даже обладали приоритетным правом на чеканку монет и торговлю солью. До 1231 г. этот указ оставался лишь на бумаге. Но в 1232 г. вышел эдикт архиепископа Роберта Эстергомского, где говорилось, что король Андрей II даже после издания своего указа «Золотая Булла» продолжает назначать мусульман на высшие административные должности в королевстве. Архиепископ потребовал от венгерских христиан отказаться или свести к минимуму торговые и прочие дела с мусульманами Венгрии, за исключением тех из них, которые освободили своих рабов-христиан. Вслед за этим король Андрей II заключил соглашение с послом Папы Григория IX, в котором он обещал, что мусульманам Венгрии будет запрещено впредь занимать административные должности, что мусульмане будут обязаны носить особые знаки для отличия их от христиан и что им будет запрещено владеть рабами-христианами. Также предусматривалось расторжение всех браков, заключенные между мусульманами и христианками, отняв у них имущество и лишив их права на личную свободу. С 1232 г. начинается серьезное давление со стороны католической церкви не только на мусульман-башкир, но и на печенегов, часть которых к тому времени уже приняла ислам, а другая продолжала придерживаться языческих верований. По распоряжению властей в поселениях печенегов стали строить церкви.

Татаро-монгольское нашествие

Однако катастрофическое сокращение численности мусульманского населения Венгрии, в большинстве своем состоящего из этнических башкир, по единодушному мнению историков, было вызвано татаро-монгольским нашествием на Венгрию. Воины-башкиры составляли основную часть войска венгерского короля Белы. За свое упорное сопротивление татаро-монголам башкиры подверглись массовому истреблению захватчиками. Согласно сообщению Ибн Саида аль-Магриби «страна Башкирд» (Венгрия) в 1241 г. была завоевана татарами, которые уничтожили многих ее жителей. В одном латинском документе того времени говорится, что население мусульманского района Венгрии с названием «Бей» было полностью уничтожено татарами в 1241 г. Польский историк Т. Левицкий в статье «Мадьяр, Мадьярстан» в «Энциклопедии ислама» («Madjar, Madjarstan». The Encyclopaedia of Islam. New ed. Leiden-London), ссылаясь на латинские источники, приводит информацию о башкирах, принявших в 1241 г. активное участие в вооруженном сопротивлении венгров татаро-монголам из армии Бату-хана. Т. Левицкий приводит сообщение из латинского источника об участии башкир в составе объединенного германо-венгерского войска в разгроме одного из отрядов татаро-монголов возле города Шибеник на берегу Адриатического моря. Стоит обратить внимание на тот факт, что и в латинских источниках башкиры не смешиваются с венграми, а местом расселения башкир указывается юг Венгерского королевства.

И после этих страшных событий в Венгрии продолжало существовать немногочисленное башкирское население. Но в 1340 г. венгерский король Карл-Роберт Анжуйский (1308–1342 гг.) потребовал от всех своих подданных-нехристиан либо принять христианство, либо покинуть его королевство. Сообщений о мусульманах-башкирах, датированных более поздним периодом, не обнаружено. На сегодняшний день жители нескольких сел в Венгрии продолжают считать себя башкирами и предпринимают некоторые меры по возрождению у себя башкирского языка. Но за эти столетия они полностью интегрировались в состав венгерского народа и не сохранили мусульманскую веру. Так завершился почти 500-летний период существования ислама на земле Венгрии.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.