В марте 624 г. нападение мединских мусульман на мекканский караван из 1000 верблюдов с грузом на сумму около 50 000 динаров, возвращавшийся из Сирии и возглавляемый Абу Суфйаном, развернулось в целое сражение, известное под именем «битва при Бадре».
Поселившись в Медине, Пророк (мир ему и благословение) не собирался останавливаться в борьбе с мекканцами. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) перешёл к открытой борьбе против курайшитов, начав тем самым джихад ас-сайф (джихад меча) - священную войну на пути Аллаха”. Теперь эта борьба проявлялась в форме постоянных походов, в ходе которых совершались набеги на торговые караваны мекканцев.
Мухаммад (мир ему и благословение) продолжал следить за караваном курайшитов, упущенным в джумада ал-ула второго года хиджры во время похода в Ушайру и ушедшим в Сирию. Для этого туда были отправлены Талха ибн Убайдаллах и Саид ибн Зейд, которые поспешили вернуться в Медину, увидев, что караван возвращается обратно, чтобы сообщить об этом Пророку (мир ему и благословение).
Абу Суфйан же, когда прибыл в Хиджаз, узнав о намерениях Мухаммада (мир ему и благословение), договорился с неким Дамдамом ибн Амром ал-Гифари, что тот за определённую плату отправится в Мекку к курайшитам, поднимет их на защиту своего имущества.
Ибн Хишам приводит сон, который увидела Атика бинт Абд ал-Мутталиб, поэтесса и ведунья из рода хашим, приходившаяся Мухаммаду (мир ему и благословение) тётей за три ночи до прибытия Дамдама в Мекку, после чего она, сильно напуганная, позвала своего брата ал-Аббаса ибн Абда ал-Мутталиба и рассказала ему следующее: “ Брат! Клянусь Аллахом, сегодня ночью приснился мне страшный сон. Я боюсь, что он несёт твоим людям беды и несчастья. Сохрани в тайне то, что я тебе скажу”. Брат спросил: “Что же тебе приснилось?”. Атика отвечала: “Я увидела, как к нам скачет всадник на верблюде. Всадник остановился в долине ал-Абтах и закричал громким голосом: “Что же не спешите вы, вероломные люди, к гибели вашей через три дня?”. Вокруг него начали собираться люди. Он въехал в мечеть, и люди последовали за ним. Окружили его, и вдруг он оказался со своим верблюдом на крыше Каабы, откуда ещё раз прокричал: “Что же не спешите вы, вероломные люди, к гибели вашей через три дня?”. Затем он предстал на своём верблюде на вершине горы Абу Кубайс и опять прокричал то же самое. Потом он схватил камень, бросил его, и камень полетел вниз. Упав наземь у подножия горы, камень разбился вдребезги. И не осталось ни одного дома в Мекке, куда не залетел бы его осколок”. Тут ал-Аббас воскликнул: “О Аллах, ну и сон! Не говори о своём сне никому”.
Затем ал-Аббас вышел и встретил ал-Валида ибн Утбу ибн Рабиа, с которым дружил, и рассказал ему об этом сне, попросив держать всё в тайне. Но ал-Валид не сдержал обещания, и вскоре по Мекке поползли слухи, и курайшиты стали обсуждать сон на своих сходках.
Через три дня в Мекке раздался крик Дамдама: “Курайшиты! Благовония и ткани! Целый караван! Добру вашему, что везёт Абу Суфйан, преградил путь Мухаммад (мир ему и благословение) со своими сподвижниками. Мне кажется, вы можете и не получить своё добро. На помощь! На помощь!”.
Весть о том, что средства, вложенные в караван, могут пропасть, всколыхнула весь город. Тем, кто не имел средств для походного снаряжения, богачи жертвовали оружие и деньги на экипировку. Старейшина хашимитов Абу Лахаб из-за болезни остался дома, послав вместо себя должника из махзумитов, аннулировав ему за это долг, а двум другим дядьям Мухаммада (мир ему и благословение), ал-Аббасу и ал-Харису пришлось идти самим.
Из обоих племён мусульмане прибыли со своим оружием.
Численность же курайшитов в три раза превышала число мусульман. Ат-Табари и ибн ал-Асир говорят о цифре 950, в то время как мусульман было 313. Согласно преданию, Мухаммад (мир ему и благословение), расспросив юношу-водовоза из стана курайшитов о количестве скота, который режут мекканцы ежедневно, с большой точностью вывел численность противника - от 900 до 1000 человек. Мухаммад (мир ему и благословение) спросил повара, который кормил курайшитов, сколько овец он зарезал. Ему ответили: “Девять”. Затем он спросил, сколько было зарезано на следующий день. Мальчик ответил: “Десять”. Тогда Пророк сказал: “У них от 900 до 1000 человек” (т.е. одна овца приходилась в среднем на 9-10 человек ежедневно - авт.).
Мекканское ополчение возглавил Абу Джахл - “семидесятилетний старик, опытный знаток степей, соединивший в себе почти юношеский пыл, необыкновенную силу и подвижность со старческой злопамятностью”. Ему удалось собрать около 1000 человек со 100 конями и 700 верблюдами. Эта сила явно предназначалась не для прикрытия каравана, а для нанесения Мухаммаду (мир ему и благословение) такого удара, который навсегда отбил бы у него охоту нападать на бывших соплеменников. Ядро этого войска составляли махзумиты (180 человек, из которых 30 конников) и род Абдшамс, возглавляемый Абу Джахлем.
Мухаммад (мир ему и благословение) выступил по направлению к Бадру, месту, расположенному в ста пятидесяти пяти километрах к юго-западу от Медины, в воскресенье 10 марта (14 рамадана) 624 г. Мекканцы в этот момент были примерно на том же расстоянии от Бадра между ал-Усфаном и ал-Кудайдом.
Район Бадра был со всех сторон окружен высокими горами, в которых есть только три прохода, идущих с севера, юга и востока. Жители Медины добирались до Бадра через северный проход, в то же время служивший и главной дорогой для торговых караванов, следовавших из Сирии в Мекку. Поэтому для мусульман не составило бы никакого труда запереть караван курайшитов по достижении этого места и принудить их к сдаче его в плен.
В двух переходах от Бадра Пророк (мир ему и благословение) послал разведку, которая сообщила, что караван прибудет если не завтра, то послезавтра, но Абу Суфйан, торопивший свой караван, прибыл раньше, узнал о разведке, обошел Бадр с запада по берегу Красного моря и послал гонца навстречу мекканскому войску, чтобы предупредить, что благополучно миновал опасное место и помощь больше не нужна. Это известие, полученное при подходе мекканского войска к ал-Джухфе, вызвало раскол среди мекканцев: многие сочли, что после спасения каравана нет смысла продолжать поход и проливать кровь собратьев, как бы они ни провинились, порвав узы родства и последовав за Мухаммадом (мир ему и благословение). Той же ночью зухриты тайно покинули лагерь, а на следующий день с дороги повернули назад адиты, издавна враждовавшие с абдшамс. Таким образом мекканское войско сократилось примерно на полторы сотни бойцов.
Заколебался даже вождь абдшамс Утба бин Рабиа, на котором лежал долг отомстить за ал-Хадрами, убитого в Нахле, остававшийся единственной веской причиной для сражения с мусульманами (см. итоги восьмого набега, предпринятого Пророком (мир ему и благословение) непосредственно перед Бадрским сражением). Он изъявил готовность взять на себя уплату виры родственникам убитого при Нахле, чтобы уничтожить последнюю причину, толкавшую на сражение с сородичами. Это действительно сделало бы поход в глазах участников бессмысленным, и Абу Джахл принял все меры, чтобы помешать уладить конфликт. Он обозвал Утбу трусом, высказал подозрение, что тот боится сражения со своим племянником Мухаммадом (мир ему и благословение) и сыном, находившимся в его войске, а в довершение всего сыграл на родственных чувствах брата убитого, сказав ему, что Утба хочет откупиться, и тот в самой обидной форме публично обвинил Утбу в вероломстве. Всё это настолько задело самолюбие старого вождя, что он ради доказательства собственной храбрости отказался от первоначального намерения.
Естественно, что всё это не способствовало укреплению боевого духа мекканцев накануне сражения, где они могли скрестить оружие с самыми близкими родственнками ради мести за кровь одного из союзников рода абдшамс.
И, напротив, в отряде Мухаммада (мир ему и благословение) среди воинов наблюдалась полная сплочённость, убеждённость и вера в победу, готовность воевать с отрядом, в три раза превосходящим их не только по численности, но и по вооружению. У мусульман идея борьбы за веру возобладала над сомнениями и нерешительностью. Указанное объективное превосходство мекканцев не ограничивалось лишь этим – Мухаммаду (мир ему и благословение), вероятно, не в меньшей степени пришлось считаться и с фактором субъективного порядка: в отряде язычников были родственники тех мусульман, сторонников веры в Единого Бога, которые должны были поднять против них оружие. И здесь, в Бадре, дух джихада, войны за веру, внушаемого Мухаммадом (мир ему и благословение) своим сторонникам, должен был оказать решающее влияние на принятие ими решения сражаться. Несмотря на это, некоторые из мусульман были обеспокоены тем, что им придётся сразиться с представителями их родов, и Мухаммад (мир ему и благословение) не мог не учитывать обстоятельство, повергавшее его сторонников в сомнения.
Сам Мухаммад (мир ему и благословение) воспринимал предстоящее сражение как поединок между верой (иман) и неверием (куфр). Когда до выступления к Бадру Пророк (мир ему и благословение) молился в мечети Кубба, то говорил: “О Аллах! Если Ты погубишь сегодня этот отряд, то больше некому будет поклоняться Тебе”. Согласно мусульманскому преданию, присутствовавший при этом Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) взял его за руку и сказал: “Ты будешь вознаграждён по достоинству твоему, о посланник Аллаха (мир ему и благословение), ты был настойчив в мольбе к Твоему Господу”. Согласно этому же хадису, рассказанному ибн Аббасом, Пророк (мир ему и благословение) был в кольчуге и, выйдя из мечети, говорил: “Они все будут разгромлены и повернут вспять, настал час встречи с ними, час их поражения, и я свершу его”.
И, как показали ход и результаты сражения, в действиях мусульман идея борьбы за веру возобладала над сомнениями и нерешительностью. Высокий боевой дух мусульман, длительно прививаемый Мухаммадом (мир ему и благословение), вынудили мекканцев наспех отступить, что позволило мединскому отряду преследовать их, убивая и забирая в плен.
Мухаммад (мир ему и благословение) подошёл к Бадру в четверг вечером 14 марта (18 рамадана) и, конечно, к этому времени должен был знать, что караван уже ускользнул от него.
Как бы то ни было, мусульмане первыми подошли к месту будущего сражения и приготовились к нему: по совету Хаббаба ибн ал-Мунзира засыпали часть колодцев, чтобы оставить противника без воды, заняли удобную позицию, поставили шатёр, который должен был служить для Пророка (мир ему и благословение) командным пунктом, и выставили вокруг него охрану из молодых ансаров под командованием Сада ибн ал-Мунзира. Мухаммад (мир ему и благословение) вдохновлял своих воинов обещанием помощи от Аллаха. По преданию, после того, как силы отряда были распределены, он направился на поле боя, указывая рукой на то или иное место и говоря: “Здесь погибнет такой-то, а здесь такой-то”. Затем мусульмане, совершив ритуальную молитву, пошли спать, будучи уверенными в завтрашнем успехе. Мекканцы, втайне надеявшиеся, что мусульмане, увидев их численный перевес, уйдут без боя, были неприятно поражены решимостью своего противника.
Семнадцатого числа месяца Рамадан (15 марта 624 г.) на рассвете Мухаммад (мир ему и благословение) выстроил свой отряд так, чтобы восходящее солнце слепило мекканцев. Белое знамя отряда он вручил Мусъабу ибн Умайру. Кроме того, у мухаджиров был свой вымпел, который нёс Али ибн Абу Талиб, а у ансаров - свой, и его нес Сад ибн Муаз. Правым флангом командовал Зубайр ибн ал-Аввам, а на левый фланг Пророк (мир ему и благословение) поставил Микдада бин Амра ал-Кинди. Тылом руководил Кайс ибн Аби Сасаа. В отличие от вождей племён, которые стояли впереди своих воинов, Пророк (мир ему и благословение) остался с Абу Бакром позади в своём шатре.
Бойцам было велено не вступать в сражение без приказа: “Когда они приблизятся, начинайте обстреливать их из луков и стреляйте как можно чаще, но не извлекайте мечей из ножен, пока они не навалятся на вас”.
В другом хадисе, переданном со слов Анаса, говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники двинулись в путь и достигли Бадра раньше многобожников, а когда появились многобожники, посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Пусть никто из вас ни в коем случае ничего не делает раньше меня! (т.е. без приказа - авт.)”. Когда же многобожники приблизились, посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Поспешите к Раю, равному по ширине небесам и земле”.
Поединки и сражение.
Бой, как обычно, начался поединками. Защитить своё доброе имя перед соплеменниками выехал Утба ибн Рабиа со старшим братом Шайбой и сыном ал-Валидом. Их вызов приняли Али, Хамза и Убайда ибн ал-Харис.
Али и Хамза быстро справились со своими соперниками Шайбой и ал-Валидом, а Убайда его противник Утба нанесли друг другу по ране. Подоспевшие ему на помощь Али и Хамза зарубили Шайбу и унесли Убайду с поля боя.
Многобожники, недовольные исходом единоборств, преисполнились гневом, бросились на ряды мусульман в едином порыве.
Стремительному натиску мекканской конницы Пророк (мир ему и благословение) противопоставил неподвижный строй пехоты с плотно сомкнутыми щитами. Видимо, конная атака мекканцев не прорвала этот стойкий пеший строй мусульман, что обескуражило мекканцев, не слишком-то рвавшихся в бой, и когда наиболее рьяные бойцы из абдшамс и махзум во главе с Абу Джахлем были убиты, а знаменосцы взяты в плен, то остальные, несмотря на численный перевес, побежали от отчаянно сражавшихся мусульман. На поле боя осталось лежать семьдесят убитых мекканцев, столько же попало в плен.
Мусульманам досталась богатая добыча, масса оружия, кольчуг, и 150 верблюдов. Потери мусульман на фоне одержанной победы были совершенно ничтожны: 6 мухаджиров (считая Убайду, скончавшегося от раны на обратном пути), 2 аусита и 6 хазраджитов.
После начала сражения Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к Абу Бакру, сказал: “Радуйся, о Абу Бакр, ибо пришла к тебе помощь Аллаха! Вот Джабраил ведёт под уздцы своего коня, и пыль клубится по сторонам, ибо Аллах сегодня послал на помощь мусульманам тысячу ангелов, следующих за Джабраилом”. Ан-Навави приводит достоверный хадис из “Сахих ал-Бухари”, в котором Рифаа ибн Рафи аз-Зураки рассказывает: “Однажды Джабраил явился к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: “Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал в битве при Бадре?”. Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Лучшими из мусульман”. Джабраил сказал: “Такими же являются и ангелы, принимавшие участие в битве при Бадре”.
Согласно преданию, во время сражения в образе Сураки ибн Малика на поле присутствовал иблис, оказывавший помощь мекканцам и побуждавший их к сражению с мусульманами. Но когда он увидел сражающихся ангелов, то повернул вспять, побежал в сторону Красного моря и бросился в его воды.
После битвы Мухаммад (мир ему и благословение) побыл в Бадре ещё три дня, а перед отъездом подошёл к краю колодца, куда были сброшены трупы убитых мекканцев, и обратился к ним, называя каждого: “О такой-то, сын такого-то! Поистине, мы убедились в том, что обещанное Господом нашим - истина, а убедились ли в этом вы?!”.
Умар, который находился рядом, спросил: “О посланник Аллаха, как же обращаешься ты к телам, в которых нет духа?!”, на что Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: “Они не хуже вас слышат мои слова, только не могут ответить”.
Разгромленные мекканцы, наполненные жаждой мести, бесславно возвращались домой навстречу воплям и проклятиям вдов. Абу Суфйан, став теперь вождем курайшитов, поклялся отомстить за поражение.
На следующий день, миновав ущелье ас-Сафра, за которым можно было чувствовать себя в безопасности от возможного контрнападения мекканцев, мусульманское войско приступило к приятному процессу раздела добычи. Мухаммад (мир ему и благословение) получил лучший меч, имевший собственное имя Зу-л-Факар, и рыжего верблюда-скорохода, принадлежавшего Абу Джахлю. Получили долю даже те, кто отсутствовал по уважительной причине: Усман, оставшийся в Медине при умиравшей жене, воин, сломавший ногу по пути к Бадру, разведчики, не участвовавшие в бою. Два владельца коней получили на них по две дополнительные доли.
Здесь же, у ас-Сафра, Али по приказанию Мухаммада (мир ему и благословение) обезглавил ан-Надра ибн ал-Хариса, которого Мухаммад (мир ему и благословение) ненавидел за язвительные насмешки. На следующий день в Ирк аз-Зубйа Пророк велел казнить Укбу ибн Абу Муайта, который был одним из его наиболее ярых преследователей.
Сразу же после победы были посланы гонцы в Медину: в верхнюю часть города и его окрестности он направил Абдаллаха ибн Раваху, а в противоположную часть города и в близлежащие сёла - Зейда ибн ал-Хариса. Это было сделано главным образом для того, чтобы весть о победе мусульман над язычниками возымела воздействие на находившиеся в городе лицемеров (мунафикун), неверных (куффар) и евреев (йахуд). На пятый день после сражения в Медину прибыл сам Мухаммад (мир ему и благословение), а за ним пригнали пленников. Воздержавшиеся от похода оказались посрамлёнными и объясняли отказ тем, что думали, что речь идёт о набеге на караван, а не о сражении за веру.
Мекканцы потерпели поражение, часть из них погибла, а часть была взята в плен. Среди убитых оказался Абу Джахл и Ханзала - сын Абу Суфйана. Дядя Мухаммада (мир ему и благословение) Аббас ибн Абд ал-Мутталиб, сражавшийся на стороне мекканцев, попал в плен, но после переговоров был отпущен.
Уроки Бадрского сражения.
Сражение у колодцев Бадра, произошедшее между мусульманами и курайшитами-язычниками, по праву считается этапным событием, оказавшим огромное влияние на весь последующий период истории Ислама. Победа, одержанная мусульманами, имела решающее значение в распространении новой веры, так как всерьёз подорвала позицию мекканцев, одержимых в идолопоклонстве.
Победа у Бадра ещё больше подняла политический и религиозный авторитет Мухаммада (мир ему и благословение), положив начало его активным действиям против врагов Ислама в Медине и на всём Аравийском полуострове.
Бадрское сражение нашло своё отражение в многочисленных аятах Корана. В частности, ему посвящена сура “Добыча” в Коране.
Значение Бадрского сражения огромно для укрепления идеологии джихада в мединской умме и последующего распространения исламской проповеди на Аравийском полуострове.
Во-первых, сражение продемонстрировало, что вера (иман) в религию Аллаха овладела не только мухаджирами, коих в числе его участников было меньше, но и мединскими ансарами. Свидетельством же их веры стало, собственно, само их вступление на путь джихада. В Бадре Мухаммаду (мир ему и благословение) и мусульманам удалось доказать не только силу своего военного превосходства, но и мощь исламской проповеди. Они смогли, по крайней мере, расшатать позиции тех, кто до этого не верил в миссию Мухаммада (мир ему и благословение) и в то, что она исходит не от него лично, а от Аллаха, Который желает посредством новых законов утвердить на земле государство, основанное на истине, справедливости и глубокой убеждённости.
Во-вторых, мусульмане осознавали идею самопожертвования, являющуюся неотъемлемой частью джихада. Глубоко уверовав в то, что они сражаются на пути Аллаха (фи сабил ал-Аллах), мусульмане знали, что в сражении они столкнутся с врагами Аллаха, и, будучи на пути джихада, либо погибнут, став шахидами на пути Аллаха, либо с помощью Всевышнего одержат победу. Этим и объясняется бесстрашие мусульман, сражавшихся с неверными на поле Бадра. Хроника изобилует описаниями решимости борцов за веру, когда отец-мусульманин встречается в бою с сыном-язычником и убивает его без милости и прощения. К примеру, Умар ибн ал-Хаттаб, встретившись в сражении со своим дядей ал-Асом ибн Хишамом, убил его. Абу Бакр ас-Сиддик желал встретиться со своим сыном Абд ар-Рахманом и сразиться с ним. Таким образом, можно констатировать, что под воздействием проповеди Мухаммада (мир ему и благословение) и благодаря вере мусульман, была продемонстрирована готовность жертвовать собой и имуществом на пути джихада.
В-третьих, Бадрское сражение впервые позволило заявить и о военном опыте мусульман. Оно показало, что при необходимости мусульмане должны быть готовы и к демонстрации силы с целью устрашить врагов Аллаха.
В-четвёртых, сражение продемонстрировало покорность мусульман Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение). И не случайно Сунна относит участников битвы при Бадре к одной из высших категорий среди асхабов. Так, в достоверном хадисе, переданном Анасом ибн Маликом, сообщается следующее: “Умм ар-Рубаййи бин аль-Барра (да будет доволен ею Аллах), которая была матерью Хариса бин Сураки (да будет доволен им Аллах), пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: “О посланник Аллаха, не расскажешь ли ты мне о Харисе?”, а он был убит в день Бадра. В ответ ей Пророк (мир ему и благословение) сказал: “О Умм Хариса, поистине, в Раю есть множество садов и, поистине, твоему сыну досталась высшая часть аль-Фирдауса (лучшее место в Раю - авт.)!”.
И, наконец, в-пятых, в первую очередь для мусульман, а затем и для их окружения победа в Бадрском сражении означала, по сути, признание триумфа миссии Мухаммада (мир ему и благословение), как проповедника истинного учения, направленного против лживых догм язычества. Поэтому победы, одерживаемые сторонниками Мухаммада (мир ему и благословение) в последующих сражениях, воспринимались повсюду не иначе как свершившиеся из-за их благородной цели - установления всеобъемлющей божественной истины.
(В средневековых арабских хрониках военные экспедиции мусульман, во главе которых Мухаммад назначал амиров называются сарайа (ед.сарийа). Походы с участием Пророка названы газв.)
(Вещий сон Атики. Из “Жития Посланника Аллаха” ибн Хишама. Перевод с арабского Д.В.Фроловой. // Вестник Московского университета - №3 - 2001. - С. 77-80).
(Ат-Табари. Указ. соч. - С.21).
(Мухаммад Ахмад Башамил. Указ. соч. - Сс. 217-218).
(Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Указ. соч. - С. 145).
(Мухаммад Ахмад Башил. Газват Бадр ал-Кубра - С.124).
(Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Указ. соч. - С. 145).
(Ан-Навави, Мухйи ад-Дин. Указ соч. - С. 385, № 1315).
(Там же. - С. 146).
(Ан-Навави, Мухйи ад-Дин. Указ соч. - С. 528, № 1829).
(Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Указ. соч. - С. 147).
(Там же. - С.149).
(Ан-Навави, Мухйи ад-Дин. Указ соч. - С. 387, № 1319).