Царь Мекки. Кусаю ибн Киляб

12 Июль 2023
3323

Когда говорят о царской власти, то практически всегда на ум приходит монархическая власть, передающаяся по наследству, или авторитарный политический режим с железной рукой.

Представить такое в аравийском патриархальном обществе нелегко, поскольку Аравия в раннем Средневековье была раздроблена на многочисленные родовые кланы, которые и осуществляли управление тем или иным племенем.

Мекка в этом смысле не отличалась от других арабских регионов, где власть переходила от одного племени к другому. Вначале это было племя Джурхум, отцы-основатели святого города, затем хуза‘иты, которые силой отобрали мекканский престол у джурхумитов, и, наконец, Курайш, племя нашего Пророка ﷺ.

Подобного рода коллективное управление было политической основой Мекки. Исключением из этого правила является четвёртый предок Пророка Мухаммада ﷺ Кусаю ибн Киляб, который обладал всей полнотой власти в Мекке и был в ней единоличным правителем.

 

На чужбине

Кусаю рано потерял отца и остался на попечении матери, которая, овдовев, вышла замуж за представителя племени Куза‘а. Это племя находилось на севере Аравийского полуострова. Мать, забрав своего сына, покинула Мекку и перебралась на родину своего мужа.

Собственным именем Кусая, данным ему родителями, было Зайд, но когда он оказался вдали от Мекки, его прозвали Кусаем, что в переводе означает «Отдалённый». Рядом с Меккой остался его старший брат по имени Зухра, он является предком матери пророка Мухаммада Аминат, дочери Вахба. К роду Зухра принадлежал также прославленный сподвижник Пророка ﷺ, которому при жизни был обещан Рай – Са'д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах).

Кусаю до поры до времени не знал, что он является коренным мекканцем, и лишь по воле случая ему открылось его истинное происхождение. Как-то раз его обозвали чужестранцем. Оскорбившись, он обратился к матери за пояснениями.

Мать сказала ему: «Ты в действительности тут чужестранец, но твоя родословная почтеннее их родословной». Кусаю твёрдо решил покинуть племя Куза‘а и вернуться на родину своих предков.

 

Возвращение в родные пенаты

В этот период Мекка, как упоминалось выше, была под властью племени Хуза‘а, вождём которого был Хулайл ибн Хубшия. Фактически он был полноправным правителем города. Кусаю вошёл в доверительные отношения с ним и стал его ближайшим соратником. Об их тесной связи говорит тот факт, что Хулайл выдал за Кусая свою дочь Хубби.

Дальнейший ход событий, определивший судьбу главной святыни Ислама, в исторической хронике приводится по-разному. По одной версии Хулайл сделал Кусая своим преемником во власти, по другой он передал полномочия своей дочери Хубби, а она, в свою очередь, своему мужу. Но есть и третья версия, согласно которой Хулайл передал бразды правления своему сыну Абу Габшану, который «продал» Мекку Кусаю за гроши.

После этого среди арабов даже появилась поговорка о неудачной торговой сделке: «Более убыточная сделка, чем сделка Абу Габшана». Как бы то ни было, Кусаю стал правителем Мекки, что вызвало бурю недовольства со стороны племени Хуза‘а.

Для хуза‘итов Кусаю был чужестранцем, но он был уверен, что наступила пора вернуть город сыновьям Фихра (Курайша). Война была неизбежна. Кусаю, воспользовавшись помощью родственников со стороны матери, одолел хуза‘итов и стал правителем Мекки.

 

Эпохальные реформы

Во времена правления Кусая Мекка стала неузнаваемой. Это был уже совершенно другой город с новым укладом и множеством реформ. В первую очередь Кусаю объединил в Мекке всех сыновей Фихра ибн Малика, потомков которого и называют курайшитами. До этого они были разбросаны по окрестностям Мекки, а теперь Мекка стала для них центром притяжения.

Но даже среди них существовала некая социальная градация – курайшиты аль-Битах и курайшиты аз-Завахир. Первые были в особом почёте и обладали богатством. Они же занимались организацией паломничества (хаджа) и контролировали торговые пути. Вторые проживали на окраине Мекки и считались менее развитыми в социально-экономическом и культурном аспектах. Одна из главных заслуг Кусая – распределение социальных функций, большинство из которых были связано с хаджем. При нём появились такие понятия, как ас-Сидана (служение при Каабе), ас-Сикая (снабжение водой паломников Мекки), ар-Рифада (обеспечение паломников питанием).

Кроме того, в Мекке появилось знамя, которое вручалось наиболее храбрым воинам, и дом советов (Дар ан-Надва), где обсуждались острые проблемы мекканского общества.

Кусаю ибн Киляб обладал непререкаемым авторитетом в Мекке, причём как среди своих современников, так и среди следующих поколений мекканцев. И неудивительно, что в числе чудес, которые требовали курайшиты от Пророка Мухаммада ﷺ, было воскрешение Кусая ибн Киляба, который скончался примерно за 100 лет до рождения нашего Пророка ﷺ.

 

Афоризмы Кусая ибн Киляба

«Кто почитает подлого человека, тот является соучастником в его подлости».

«Кого не исправит достоинство, того исправит унижение».

«Кто ищет того, что выше его достоинства, тот заслуживает лишения».

«Завистник – скрытый враг». 

«Остерегайтесь опьяняющих напитков, ведь они затуманивают рассудок».

 

Мурад Гайдарбеков

Центр исторических исследований при ДГИ «Врата истории»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.