Дагестанцы-арабы – прямые потомки Пророка Мухаммада

19 Март 2011
24858

Благодаря их благодати и мудрому слову, в Дагестане сохраняется мир и спокойствие, несмотря на постоянные попытки дестабилизировать обстановку.

Дагестанцы-арабы – прямые потомки Пророка МухаммадаЛюбимый Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) – лучший из людей. Исследователи истории Ислама, а также все учёные-исследователи генеалогии Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) единодушны в том, что род Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) уходит корнями к пророку Исмаилу (аляйхи ссаллям), сыну пророка Ибрахима (аляйхи ссалям). Таким образом, он – из веры Ибрахима (аляйхи ссаллям), из потомства Исмаила (аляйхи ссаллям), араб из чистого и благородного племени Курайш, из рода Хашима.

Предками Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) по отцовской линии были: его отец Абдуллах, затем Абдульмутталиб, Хашим, Абдуманаф, Кусай, Килаб, Муррат, Кааб, Луай, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинана, Хузайма, Мудрика, Ильяс, Музар, Низар, Муад, Аднан.

Его мать Амина была дочерью Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) по матери и отцу.

У Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) было семеро детей: четыре дочери и трое сыновей: Касим, Зайнаб, Рукия, Фатима, Умму Кульсум, Абдуллах, Ибрахим.

Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него. Фатима родилась в Мекке, по велению Всевышнего она была выдана замуж за двоюродного брата Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), асхаба Али, родила шестерых детей: Хасана, Хусейна, Мухсина, Умму Кульсум, Зайнаб, Рукию. Фатиму очень любил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), она является старшей среди женщин Рая. Потомство Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) осталось только от её старших сыновей – Хасана и Хусейна. В число этих потомков входят величайшие имамы, крупнейшие авлия, тарикатские шейхи и другие выдающиеся люди. Его потомки живут и в наше время.

Прошло почти 1400 лет с того момента как любимец Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) покинул этот мир, но остались люди, в чьих жилах течёт его кровь. Это его потомки, входящие в его благородный род. Многие из них известны. Они живут в разных странах мира. Есть они также и в России, в частности, в Дагестане.

О потомках Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) мы беседуем с историком, заведующим кафед­рой истории Дагестанского исламского университета Мурадулой Дадаевым.

– Как люди из рода Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и его потомки попали на земли нынешнего Дагестана и как в дальнейшем сложилась их судьба?

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), чьё появление на земле стало спасением человечества, во время прощального Хаджа в своей знаменитой проповеди сказал: «О люди! Слушайте внимательно! Слушайте те, кто присутствует, а отсутствующим пусть передадут мои слова, ибо это моё вам последнее наставление!» Следуя за этими словами Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), сподвижники старались донести религию Всевышнего до всех и отправлялись с исламским призывом (дааватом) в разные уголки Земного шара. Так они прибыли в Дагестан и среди них были курайшиты и бану Хашимы, то есть люди из рода Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).

Во время правления Аббасидов в Дагестан прибыл известный шейх Абу Муслим и вместе с ним прибыли два шейха из рода Хамзы и три из рода Аббаса, которые являются родными братьями отца Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Шейх Абу Муслим обосновался в Дагестане и долгое время занимался исламским призывом. Только в столице Аваристана, в Хунзахе, ему пришлось оставаться около 24 лет для призыва людей к Исламу. Он построил мечети и исламские учебные заведения. И в это время, когда утвердился Ислам и в разных местах люди захотели жить по нормам религии Творца, следуя традициям исламского правления, Абу Муслим назначил пятерых шейхов в разных землях – одного он назначил правителем Казикумуха, другого – правителем Кайтага и т.д. Эти правители и их потомки являются саййидами – то есть людьми, принадлежащими к роду Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

В Дагестане также присутствует третья ветвь, которая идёт от дочери Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) Фатимы, от её сыновей Хасана и Хусейна. Известно, что шейх накшбандийского Тариката Джамалудин Казикумухский является потомком Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) по линии его дочери Фатимы.

Также известно, что великие дагестанские шейхи являются прямыми потомками Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Примечательно, что глава мусульман Дагестана, муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев, является внуком тарикатского шейха Абдулхамида-афанди из Инхо, родословная которого исходит от Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Таким образом, Ахмад-хаджи сегодня является наследником Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) во всех отношениях, так как он продолжает призывать людей к религии Аллаха.

– В каких исторических документах есть упоминания о саййидах?

– В каких исторических документах есть упоминания о саййидах?В соответствии с нормами Шариата, люди из рода Бану Хашим и Бану Абдулмуталиб получали определённое материальное жалование (хумус), выделяемое из военной добычи. И во времена Имама Шамиля в государстве «Имамат» потомки Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) получали это жалование. Согласно достоверным историческим источникам, в Дагестане в те времена проживало свыше семидесяти семей саййидов и они получали хумус. Чтобы кто попало не претендовали на это жалование, шейх – Имам Шамиль тем, кто действительно являлись саййидами, давал специальную Грамоту, подтверждающую их принадлежность к благословенному роду Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). В одной такой Грамоте, выданной Имамом Шамилем, которая сохранилась до наших дней, говорится о двух братьях Мухаммаде и Ахмаде, которые жили в то время в селении Кудали Гунибского района.

Также есть ещё документы, из которых мы узнаём о потомках Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в Дагестане. В одном таком историческом документе, заверенном печатями, рассказывается, что в Казикумухе жил правитель Мухаммадхан из рода Аббаса, дяди Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). После его смерти произошёл спор из-за правления и трое его сыновей Гунащ, Алихан и Алибег покинули Казикумух. Им были выделены земли в вилаятах Хид и Андалал. Общество Хид (территория которого ныне входит Шамильский район Республики Дагестан) выделило им земли там, где сейчас находится село Голотль и потомки Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) находились там некоторое время. Потом из-за того, что им не подошёл местный климат, они направились в разные места. Старший из братьев Гунащ пошёл в селение Гонода (ныне входит в Гунибский район РД), Алибег переселился в селение Телетль (Шамильский район РД), а Алихан – в селение Гоцатль (Хунзахский район РД).

Особенно интересным является то, какое историческое продолжение получило переселение Алихана в Гоцатль. Его сын Алисканди, известный своей мудростью, был визирем хунзахских ханов. Сыном Алисканди является второй имам Дагестана Гамзат-бег, который повторил судьбу дяди Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Хамзы и пал смертью шахида на пороге мечети.

– Какова сегодня география расселения потомков Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в Дагестане и примерно какую цифру, характеризующую количество саййидов, Вы можете назвать?

Назвать какую-то точную цифру сегодня не может никто. Есть очень много исторических фактов, указывающих, что в Дагестане есть потомки Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Известно о существовании письма, написанного главой сельской общины села Цолода хунзахскому хану Умахану, в котором сказано, что в Цолода живут потомки Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), пришедшие туда – и глава общины в этом письме просит хана не облагать их данью.

Если во времена Имама Шамиля в Дагестане было свыше 70 семей, подтверждённых, что они – саййиды, а в дагестанских семьях, особенно в то время, было немало детей – то можно считать, что в Дагестане сегодня очень много потомков Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

Здесь надо сказать и о том, что люди, обладающие тайными науками – шейхи, являющиеся актабами (достигшие великих степеней), являются потомками Хасана, внука Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Это подтверждается и тем, что в Дагестане есть истинные тарикатские шейхи и они являются потомками лучшего из людей – Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

Отрадно, что на такой маленькой земле, как Дагестан, есть такое большое количество людей, в чьих жилах течёт кровь Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и его рода. И благодаря их благодати и мудрому слову, у нас здесь сохраняется мир и спокойствие, несмотря на постоянные попытки дестабилизировать обстановку в Дагестане.

С учётом многочисленных браков, где смешались многие тухумы дагестанцев, их, наверняка, можно называть арабами, т.к. в прошлом сюда переселились тысячи семей из Шама (территория нынешних Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), а также из Мекки и Медины. Хишам ибн Абдульмалик, который являлся двоюродным братом известного правителя Умара ибн Абдулазиза, во время своего правления (105–125 годы правления по Хиджре, или 724–745 годы по григорианскому летосчислению), прибыл в Дагестан и привёл с собой 24 тысяч воинов с семьями. Они переселились на дагестанские земли и обосновались здесь. Также Ибну Касир в книге «Бидаяту ва Нихаят» пишет, что всем известный правитель мусульман аббасидский халиф Харун аль-Рашид тоже бывал в Дагестане с женой и двумя детьми, и с ним было 7 тысяч воинов с семьями. Эти воины тоже были переселены в Дербент и прилегающие к нему территории. Село Куруш в Южном Дагестане первоначально называлось Куршию, т.к. там стали жить арабы – курайшиты. Как мы видим, арабы ассимилировались среди дагестанских народов.

– Какую работу Вы проводите для изучения истории Дагестана, особенно периода исламизации и прихода сюда арабов? И как ищете потомков Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и людей из его благородного рода?

Это очень кропотливая и одновременно интересная работа. Мы проводим исследования по таким направлениям: изучаем старинные книги, ищем в них упоминания о прошлых временах; ездим по сёлам, встречаемся с местными историками, старейшинами и т.д. Некоторые люди, которые знают истории своих предков, имеют на руках какие-либо бумаги, порой сами обращаются к нам – и от них большая помощь в нашем деле.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.