Имам Малик

1 Февраль 2010 1092

Имам МаликМалик ибн Анас ибн Амир аль Асбахи (да будет доволен им Аллах) родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю). Он жил во время правления Омейядского правителя Валида ибн Абдуль Малика. Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка (мир ему и благословление) проживавших в Медине. Имам принадлежал к королевской арабской семье Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине.

Прозвище имама было Абдаллах, но когда он прославился в Медине как великий ученый, его стали называть имам Дар аль-Хиджра – «Вождь Дома переселения», то есть духовный вождь Медины. Этот благословенный город продолжал сохранять свою духовную и просветительскую роль, как это было при жизни Пророка (мир ему и благословение). Ислам распространился повсюду и мусульманские ученые - как арабы, так и неарабы приезжали в Медину и жили там, чтобы учиться у таких прославленных ученых, как имам Малик ибн Анас. О нем говорили, как об ученом из Медины, однако о его знаниях знали и в других городах. Все желающие  получить знания стремились к нему. Обучать людей он начал в 17 лет. Даже те, у которых учился он сам, позже стали обучаться у него. Обучением же занимался целых 70 лет. О том, что он был знатоком исламского права и хадисов, свидетельствуют многие табиины.

Во время раннего детства имама Малика в его семье уже были широко известные ученые и преподаватели исламских  наук. Дед имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени имам Малик уже начал учиться, и хотя, будучи ребенком, он не мог непосредственно пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления и ободряющие слова сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям.

Дядя имама Абу-Сухайл Нафи (да будет доволен им Аллах) был признанным специалистом по хадисам. Имам Малик учился хадисам у своего дяди. Отец имама Анас и дядя Раби также были знатоками хадисов. Имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Однажды, когда его учитель читал лекцию, прямо на колени ему с потолка упала змея. Все слушатели разбежались, а он продолжал спокойно сидеть, как будто ничего и не произошло. Он был так погружен в учение, что даже змея его не отвлекла. Он также был величайшим хафизом.

Известные ученые-богословы доводили его знания до людей. Это имам сунны Мухаммад бину Шихаб  факих Медины Рабиа Яхья, сын Саида, Муса и другие. Надо заметить, что все они были его учителями. Он является ученым, о котором в хадисе говорил Пророк (мир ему и благословение): «Знания закончатся, и не будет ученого-богослова, знающего больше, чем ученый из Медины» (Тирмизи). В другом изречении говорится: «На свете не будет человека, знающего больше, чем ученый из Медины, поэтому за знанием необходимо отправиться к нему». Ибн Уайн говорил, что тем ученым, о котором идет речь в этом хадисе, является именно Малик ибн Анас.

Абдуразак рассказывал, что люди часто отправлялись в путь только ради встречи с Маликом. Мусаб говорил, что перед домом имама Малика была постоянная толпа из тех, кто хотели изучать религиозные науки. Яхья, сын Шубата рассказал, как он приехал в Медину в 144 году и увидел Малика, окруженного людьми - никто  не разговаривал, соблюдая уважение к имаму. В мечети Пророка (мир ему и благословение) никто не выносил фетву, кроме Малика. Он говорил: «Я не стал выносить фетву и обучать хадисам, пока  мне на это не дали разрешения 70 учителей». Когда между людьми возникали какие-то споры или неразрешимые вопросы, то ученые отправляли их к имаму Малику.

Однажды к имаму Малику прибыла группа людей издалека в надежде получить ответы на вопросы. Однако имам сказал, что из 40 вопросов на 36 из них он не знает ответа. Они сказали: «О имам, мы приехали издалека, оставив позади длинный путь, чтобы ты развеял наши сомнения в этих вопросах - и что же мы скажем тем, кто ждет этих ответов?». Имам ответил: «Вы скажите им, что Малик не знает».

Прежде чем сказать изречение любимого Пророка (мир ему и благословение), он обновлял омовение, совершал двух ракаатный намаз, затем садился, расчесывал бороду, использовал благовония и только после этого начинал рассказывать.

Когда его спросили, что это означает, он ответил, что хочет, чтобы люди оказывали почтение хадисам Пророка (мир ему и благословение).

Никогда он не рассказывал хадис без омовения. Имам не любил рассказывать хадисы, когда был занят чем-нибудь другим. Обычно в таких случаях говорил: «Я люблю возвышать изречения Посланника Аллаха». Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Во дворе Малика я увидел коней из Хорасана, которых ему подарили, и я не видел более красивых животных. Я сказал Малику, насколько прекрасны эти животные. И он подарил мне их всех. Я попросил, чтобы тот оставил себе одного коня». Имам ответил: «Я стесняюсь Аллаха топтать копытами ту землю, по которой ходил Пророк (мир ему и благословение)». Таковы были его щедрость и уважение даже к земле Медины.

Учителя великого имама

Учителями имама были известные ученые того времени: Абу Радим, Нафи бин Абдуррахман  (да будет доволен ими Аллах).

В ранний период имама Малика Нафи был известен как видный знаток хадисов. Он изучил эту науку у своего знаменитого учителя Абдуллаха ибн Умара, так как Нафи был его освобожденным рабом, служившим ему в течение тридцати лет.

Имам Джафар ас-Садик также был одним из учителей имама Малика. Кроме того, что он был видным ученым, он принадлежал к семье Пророка (мир ему и благословение). Он был правнуком имама Хусейна, внука Пророка (мир ему и благословение).

Мухаммад бин Яхья аль-Ансари был также одним из учителей имама Малика. Он обычно преподавал в Масджид ан-Набавий, мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине. Были и другие ученые.

Слава имама Малика распространились повсюду и ученые из разных частей исламского мира того периода считали большой честью сидеть в кружке имама и слушать его уроки по хадисам и наставления по различным юридическим и правовым вопросам. Многие из них делали обширные заметки и копировали книгу Малика "аль-Муватта" (знаменитого сборника хадисов). Число ученых, которые приезжали, чтобы учиться у него достигает примерно 1300.

Яхья бин Яхья аль-Масмуди принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать имама Малика и учиться у него,  затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и  фикх (юриспруденцию).

Другим знаменитым учеником имама Малика был ибн Вахб Абу Мухаммад  Абдаллах бин  Салмах  аль-Фахри. Абу Абдаллах Абдуррахман бин аль-Касим бин Халид аль-Сасри был еще одним прославленным учеником имама Малика. Он умер в Египте. Все вышеперечисленные ученые оставили самые верные копии "аль-Мууатта", которую они изучали у имама Малика.

Как великий мухаддис, то есть специалист в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка (мир ему и благословение), разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сподвижников о Пророке (мир ему и благословение), объяснения Корана и хадисов, сделанные сподвижниками, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в знаменитом труде "аль-Муватта" около тысячи хадисов. Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась собранием хадисов и установлением цепочки их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя труд "аль-Муватта", он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби со ссылкой на его деда.

Как  факих (знаток мусульманского права), он бесстрастно выносил фетвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фетву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод недействителен.

Другим достижением имама Малика является книга "аль-Муватта". Это достоверный сборник  хадисов и некоторых  их толкований, сделанные сподвижниками и их последователями (табиинами) по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. Поэтому имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии был прав, говоря, что "не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха (Коран), более достоверная, чем книга Малика". В другом рассказе сообщается, что имам аш-Шафии сказал: "Никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика". Еще в одном рассказе приводятся слова имама аш-Шафии, что "аль-Мууатта" - самая полезная книга после Корана. Авторитет имама аш-Шафии неоспорим, поскольку он также является имамом одной из правовых мусульманских школ (мазхаба). Имам Ахмад бин Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафии знал книгу Малика, в таких словах: "Я изучал "аль-Муватта" под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафии, потому что он был среди них наилучшим».

В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

Имам Малик ибн Анас умер во время правления Ар-Рашида Аббасидского. 11 числа месяца Рабиуль-авваль 179 года по хиджре, в возрасте 86 лет. Похоронен на кладбище «Баки» в Медине.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.