Бекмурза Бекмурзаев: «Учёные алимы Дагестана приняли единодушное решение, что причин и условий для объявления малого джихада нет»

25 Май 2010
1161

Бекмурза БекмурзаевУже несколько лет терроризм является, пожалуй, главным препятствием на пути к нормальной жизни  всего  Северного Кавказа. В этой жестокой войне и в Дагестане почти каждый день раздаются взрывы, гибнут наши граждане – и в форме, и самых мирных профессий. Понятно, что основную роль в борьбе с этим злом должны играть и играют силовые структуры. Но одна из основных проблем в борьбе с этим злом - терроризм на Северном Кавказе  выступает под религиозными лозунгами. И что хуже всего, зачастую к  этим лозунгам прислушиваются молодые люди, которых убеждают в том, что борьба со всеми атрибутами современного государства – правоохранительными органами, структурами власти, даже с официально признанным духовенством является главным долгом всякого мусульманина. О причине такого положения и о том, как его исправить, в своем интервью для РИА "Дагестан" рассказал министром по национальной политике, делам религий и внешним связям  Республики Дагестан Бекмурза Бекмурзаев.

- Бекмурза Абдулхакимович, какими  методами нужно бороться с терроризмом?

- Ошибка наших людей в том, что как только нам подкидывают идею или лозунг, то, поверив этому лозунгу, мы сами даём себя обмануть и втянуть в военно-политические и теократические авантюры. Дагестанское общество за последние 15 лет прошло довольно сложный путь, и пора бы уже научиться  распознавать, чьи конкретные интересы стоят  за всякими призывами и лозунгами,   ради чего, для чего и во имя чего всё это делается.

Мы привыкли нормально воспринимать то, что говорят сторонники  терроризма и экстремизма. А почему мы так легко этому верим? Что происходит вообще? Мы не должны давать обманывать себя. Террор - он всегда террор с конкретными целями и задачами. Террор во время культурной революции в Китае по целям, задачам и методам мало чем  отличался от террора  красных бригад в Италии. Террор  в странах среднего и ближнего Востока  ничем не отличается от террора на африканском континенте. Ну и что, что национальная специфика и цели разные? Что касается понятия «исламский терроризм», то оно вообще не  выдерживает ни научной, ни тем более теологической критики. Потому что терроризм  на арабском звучит как «рхабийун», корень этого слова  «рахаба», то есть «страх». О терроризме, его истоках, причинах возникновения упоминалось ещё 1430 лет тому назад. И приписывать это Исламу не научно, потому что террор как общественное и политическое явление возник раньше Ислама. И какое отношение имеет он к религии?  Первые террористические организации – Сикари - возникли ещё в первом веке до нашей эры.

Поэтому террор не надо отожествлять с религией. Его нужно  вывести за религиозные рамки и рассматривать в правовой плоскости.  Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев во время приезда в Махачкалу для поддержки дагестанского народа после терактов обозначил пять принципов борьбы с современным терроризмом. И одной из ключевых задач, кроме силового решения, является осторожность в формулировках. Он также сказал о необходимости возрождать духовные и нравственные принципы, возродить тот созидательный потенциал, который несут в себе мировые религии. Мировые религии всегда были ориентированы на мирное сосуществование. А теперь, когда ультрарадикальные военно-политические движения пытаются приватизировать Ислам и продвигать свои военно-теократические доктрины, вместо того, чтобы разобраться в сущности вопроса, мы поддаёмся их лозунгам, начинаем подхватывать эти бредовые, человеконенавистнические идеи и распространять. Это неправильная позиция. И мы будем   обманутыми до тех пор, пока не научимся распознавать конкретные политические, военно-политические, глобальные и иные цели, которые  перед собой  ставят террористические организации и движения.

Сегодняшний терроризм не только на территории России, но и в мире подаётся в разных обёртках - это военно-политические, теократические общественно-политические движения, направленные на подрыв основ любой государственности, любого конституционного устройства и территориальной целостности любой страны и любого политического режима. Его остриё сегодня направлено на Северный  Кавказ, на народы, живущие там, на Россию. Вы думаете, это случайно? Отнюдь нет! Терроризм сегодня стал мощным инструментом геополитики. Прошли времена ядерных взрывов, крупных военных вторжений в ту или иную страну, но никто не отменял закон о геополитике и никто не отменял и не отменит закона о геополитическом присутствии в том или ином регионе. И в этих условиях политический, националистический или под религиозной оболочкой, информационный пситерроризм был и останется мощным инструментом вмешательства во внутренние дела любого государства. В Европе на подготовку одного террориста в общей сложности уходит 1,5 тыс. долларов, в Чечне во время войны 1994-1996 годов уходило 500-600 долларов. На сегодняшний день в Дагестане на это уходит 150-200 долларов. Один подготовленный, зомбированный,  запрограммированный на уничтожение террорист может нанести ущерб гражданскому обществу, равносильный по своим масштабам разрушений и количеству жертв армейской военной операции.

Пора всем понять, что дагестанское общество не разделяет взглядов террористов. Да, сегодня есть люди, убеждённые в том, что это единственное и правильное решение. Но это же не означает, что человек,  убеждённый, что сила оружия является аргументом в борьбе,  является носителем Истины. Для этого есть Ислам как религия мира, Коран, Сунна, Шариат и исламские науки, которые могут учить и направлять на правильный путь и нравственно очистить любого. Именно поэтому террористы на Кавказе, декларируя якобы исламские ценности, де факто уничтожают Ислам и мусульман.

Три недели назад учёные алимы Дагестана, изучив Конституцию и действующее законодательство о свободе и совести и свободе вероисповедания в Российской Федерации  и Дагестане, приняли единодушное решение, что нет объективных условий для объявления  малого джихада оружием в Дагестане. Те люди, которые следуют за призывами террористов, находятся в  явном заблуждении. Нам нужно научиться работать с людьми грамотно, профессионально, последовательно, аргументированно, и мы это делаем и будем делать на Пути Всевышнего. Стремление к миру и есть лучшая форма созидательного джихада.

 - Сейчас в Дагестане обостряется противостояние среди мусульман - между традиционным Исламом, салафитами-ваххабитами,  между суннитами и шиитами.  Как Вы считаете, дело в религиозных убеждениях или в политических целях?

-  В каждом конкретном случае мне приходится выезжать на место событий, встречаться и беседовать с людьми, разбираться в сложившейся ситуации. Уверяю вас, это не всегда простые беседы. Когда я анализирую это вместе со своими коллегами, имамами, устазами, шейхами, алимами, мы приходим к выводу, что это не есть разногласие,  вытекающее из природы и сущности самого Ислама как учения. Это результат деяния людей, их практики осуществления тех или иных обрядов или практики того или иного субъективного понимания и трактовки положений Корана, Сунны  и т. д.  Разногласия есть путь к смуте и ереси. А это всегда результат человеческой деятельности. Каждая группа хочет приватизировать право единоличного или группового толкования тех или иных положений Коранам или Сунны и т. д.,  считая, что только они правы.

Я думаю, что за этим стоит  военно-политический интерес, интерес бизнеса и интерес лидерства, авторитарного лидерства в жизни религиозной общины.  В Коране не написано, чтобы люди разъединялись, там, наоборот, призывают людей объединяться. А люди разделяются по интересам, по страстям. Одни отвергают насилие, а другие признают, одни говорят, что посягательство на жизнь, имущество мусульманина дозволяется, а другие  - нет. Почему я должен верить тем, кто несёт смерть и смуту? В чём вина сотрудника милиции? Он мусульманин.  Он каждую пятницу со мной вместе плечом к плечу стоит и совершает молитву, а к следующей пятнице я получаю информацию о том, что его убили. На каком основании и чья рука поднялась на  того, кто со мной в прошлую пятницу совершал намаз? Назовите страну, где нет милиции. Пусть они это попробуют сделать в Саудовской Аравии, их тут же   приговорят к смертной казни, так как посягательство на жизнь сотрудника милиции в этой стране карается смертной казнью.

Правда заключается в том, что в соответствии со строгими канонами Ислама любой мусульманин обладает правом субъектности. Это право дано и закреплено Шариатом. То, что сейчас в Европе говорят о правах человека, 1430 лет тому назад было закреплено Шариатом, он имеет право принимать решение, с которым вся община вынуждена считаться. Единственное, что от него требуется, это чёткое следование Исламу и выполнение всего, что предписано правоверному мусульманину на пути добра и милосердия. И никому не дано права обвинять его в неверии. Нет такого права.

Мы должны признавать и уважать и другие общины. Россия велика, в ней проживают 20 млн. мусульман. Мы живём рядом с другими общинами. Мы ответственны по отношению друг к другу по Конституции. Каждый мусульманин должен признавать Конституцию той страны, в которой живёт. Я бывал за рубежом и видел, как там живут. Там тоже свои проблемы. Почему иностранцы  не идут воевать туда, а бесчинствуют у нас, на Северном Кавказе? Здесь оседают те, кто мародёрствовал, бесчинствовал и был изгнан из рядов своих военно-политических движений. Они все осели у нас. Сегодня вербуют молодёжь. Они им говорят, что милиция, чиновники, имамы, алимы, беспредельничают, их надо  убивать. Так если посмотришь, то всех надо убивать. Дошло до того, что призывают убивать даже родителей. В соответствии с Исламом без разрешения родителей человек не может идти на джихад. А у кого из родителей террористы  спросили разрешение, когда их сыновей и дочерей посылают на самоубийство?   Вот недавно две наши девушки совершили теракты. Одна семья полтора  месяца оплакивала свою дочь, считая её пропавшей, а  родители другой радовались, что их дочь вышла замуж за руководителя бандформирования.

В Дагестане происходит  что-то страшное.  Изменилась система ценностей. В Дагестане, особенно за последние 4-5 лет, произошло милитаризация сознания. Общество пронизано страхом и круговой порукой с одной стороны, а с другой стороны, террористы совершают преступления и при этом  остаются безнаказанными. Их ловят, а потом спокойно отпускают, или при боевых столкновениях  преступники находят лазейки и спокойно уходят.  Как отметил недавно  наш президент на совещании с правоохранительными органами, у нас сообщения напоминают  сводки с фронта. Одним словом, всё это связано с духовным обнищанием нашего народа. Когда навешивают ярлыки  «тарикатист», «салафит» и т.д., мы стали смотреть друг на  друга сквозь прицел. Ненависть не порождает добра и милосердия. Гнёт не порождает любви и света. Вот и блуждаем во тьме невежества и ненависти друг к другу. Мы должны услышать друг друга, понять. Нам нужно объединять Дагестан и дагестанцев. Мы стоим у опасной черты. Пора остановиться. Вспомнить, что у войны нет будущего, и тех,  кто призывает войне, точно не волнует будущее мусульман.

 - Вы как человек, курирующий вопросы религии в правительстве Дагестана, понимающий, что основная нагрузка ложится на правоохранительные органы,  что считаете необходимым, помимо того, что уже делают правоохранительные органы для решении этого вопроса?

- Во-первых, необходимо отказаться от старых шаблонов в работе. Мы привыкли к утверждению, что религия отделена от государства, и работаем в этом ключе, потому что так написано в Конституции.  Первый шаг необходимо сделать в этом направлении. Отделение религии от  государства не означает отдаление их друг от друга. Потому что верующий гражданин обладает всеми конституционными правами и имеет право на вероисповедование. Надо использовать интеллектуальный, кадровый, духовный потенциал религий в укреплении России.

В Советском Союзе разрушали мечети, церкви, преследовали верующих, особенно в 1930-е годы. А после того как это государство прекратило своё существование и мы открыли границы, говоря о том, что у нас свобода, к нам хлынул поток, прежде всего, эмиссаров различных спецслужб и так далее. Они в конце 1980-х - начале 1990-х годов призывали к «чистому исламу», и пошла волна, когда традиционный Ислам стал подменяться исламом военно-теократическим, ультрарадикальным. И эти идеи пошли в сознание людей. Сейчас молодёжь признаёт Ислам в виде вооружённой борьбы. Страшно представить, во что  превратили Ислам! Мы должны, прежде всего, начать с духовного, морально-нравственного оздоровления дагестанского общества.  А это делается не силовыми методами. Силовые методы не должны порождать протестных настроений. Нельзя убивать человека за то, что у него короткие штаны или длинная борода. Это порождает десятки протестных настроений. Если террорист действует террористическими методами, то государство не имеет морального права таким же образом  действовать против него. И среди нас есть люди, которые потеряли стыд и совесть, и там и здесь человеческая жизнь перестала цениться. Кто  нам дал право её прерывать? Это вопрос не только к боевикам, которые находятся в лесах, но и к нашим правоохранительным органам. Для этого есть суд и следствие. Каждая сторона оправдывается тем, что идёт война. Значит, эту войну надо прекратить. Движение должно быть двусторонним. Нельзя оправдывать террор, нельзя с ним заигрывать, помогать, пособничать. Террор, от кого бы он ни исходил, аморален и требует всеобщего осуждения.

Президент республики заинтересован в том, чтобы обеспечить гражданский мир и мирный диалог. В течение двух месяцев я  встретился почти со всеми дагестанскими алимами и  тарикатскими устазами и шейхами.  По поручению руководства встречаюсь и с оппозиционными лидерами.  Мы им говорим:   почему вы нам должны подсказывать, как молиться? Примет или нет наши молитвы Аллах, Он и решит, а не кто-то другой. Кто дал право вам убивать, объявлять мусульман неверными? Почему они не имеют права на покаяние или справедливый суд? У вас же массовые убийства поставлены на конвейер. Как можно призывать к Исламу, игнорируя его правовые нормы и духовные принципы?

Как только мы начали разговаривать с ними так, пошла волна насилия. Они угрожают всем - и своим и чужим - за связь с властями. Настал момент, когда нам необходимо перестать бояться.

Ваше агентство в числе первых, кто распространил информацию о событиях, произошедших в Сергокалинском районе. Ведь что там происходит? Мы  знаем, что в лесах этого района действуют боевые диверсионно-террористические группы, они убийцы, потому что своими действиями нападениями и убийствами милиционеров и мирного населения перешли грань  жестокости и пытаются оправдаться Исламом. В Дагестане всегда невозможно было оправдать убийство. А сейчас что происходит? Убийство не может совершить человек богобоязненный. Потому что в условиях войны погибающий не знает, куда он попадёт после смерти - в Рай или ад. Это известно только Аллаху.  

Когда мы отправляем ребёнка в школу, то интересуемся, к какому учителю он попадёт, в какой класс и т. д. А почему, отправляя ребёнка в мечеть, не интересуемся, к какому имаму он попадёт, что ему там преподают? Мы стали неразборчивыми и потеряли бдительность. То, что произошло в  Сергокалинском районе, чудовищно. Погибли пять гражданских и трое милиционеров. Причём здесь простые люди? Можно ли это оправдать Исламом? Какое отношение имеет к Исламу этот чудовищный теракт?  Происходят страшные вещи. Говорят, что среди них есть убеждённые люди. Исламу учат не в лесу, а в мечетях, медресе, вузах. Иди и учись. Кто тебе мешает? Мудрые люди, прошедшие войну, приходят и говорят, что с этим уже мириться нельзя. Многого у нас не хватает. В первую очередь гражданской активности. Нам необходимо помогать - и правоохранительным органам, и простым людям, и религиозным организациям в противодействии терроризму.

Мы отличаемся от зарубежных стран тем, что наших террористов финансируем сами из ворованных денег.  Недопустимо, чтобы терроризм оправдывали религией.

Перед лицом этой угрозы наша интеллигенция слишком пассивно себя ведёт, пусть она на меня не обижается. Они говорят, что это не их дело, пусть с этим разбираются правоохранительные органы, или обвиняют Духовное управление мусульман в том, что оно не может работать. По их словам, в этом виноваты все, кроме них. Один из интеллигентов ответил на мою просьбу  поднять эту тему  в СМИ, что у него маленькая зарплата, зачем ему рисковать? А у кого она большая? Кто будет с народом говорить и работать?

Мы любим говорить о том, чего сами не делаем. Жить мирно хотят все, а борьбу за мир возлагают на других. Это несправедливо. Против террора  нужно бороться всем. Отсидеться не получится. Ввязаться в состояние гражданского противостояния  и войны очень легко, для этого много ума не нужно. Выйти из состояния войны очень трудно. Ломать стереотипы мышления очень тяжело. Но надо над этим работать.


Материалы по теме:

  • Видео: Абидов М. - Условия джихада
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.