Следующий ему получит воздаяние

27 Февраль 2010
2193

Следующий ему получит воздаяниеСлабые хадисы – это хадисы, которые не отвечают одному или нескольким требованиям, предъявляемым к достоверным (сахих) хадисам.

Имам ан-Навави в книге «Арбаина» и в других произведениях утверждает: «Учёные пришли к выводу о дозволенности следованию слабым хадисам». Это подтверждают ибн Хаджар Аль-Хайсами, Субуки и другие.

В частности, ибн Хаджар аль-Хайсами утверждает, что если слабый хадис окажется в действительности достоверным (фи нафсиль амри), то совершающий благое, следуя этому хадису, получит воздаяние. Если же хадис окажется недостоверным, то следование этому хадису не является греховным, при условии, что данный хадис не касается вопроса халяль (дозволенности) или харам (запрета). К примеру, в одном хадисе сообщается о дозволенности какого-либо поступка, а в другом этот поступок приравнивается к греховному. И если один из этих хадисов слабый, то тот, кто последует ему, совершит грех.

Ахмад ибн Ханбал выносил решения, основываясь на слабых хадисах, когда не находил других. За ним последовал и Абу-Давуд, который утверждал: «Совершать деяния, следуя слабому хадису, лучше, чем следовать мнению». Он отдавал предпочтение слабому хадису, нежели мнению (ар-раъю) и методу сравнения (аль-кияс).

Имам аш-Шафии приводил хадис «мурсал», когда не находил другого. Также ат-Тирмизи, Байхаки, Багави и другие разрешали следовать слабым хадисам в рассказах, призыве, благих деяниях, истории и т. п.

В книге «Хашияту раду мухрат», принадлежащей перу ибн Абидина от ибн Абдульбари от Шарани от всех четырёх имамов сказано: «Если хадис достоверный, это мой мазхаб. Поистине, дозволено совершение благих деяний, следуя слабому хадису».

Аль-Мувафак говорил: «Если человек совершит деяния, следуя слабому хадису, то нет ему в этом вреда, ибо это является дозволенным».

Необходимые условия для следования слабым хадисам.

1. Следование хадису должно быть в благих желательных деяниях, и чтоб данный хадис не был слишком слабым.

2. Необходимо, чтоб хадис подпадал под общую основу. К примеру, известно, что после предвечернего (3-го) намаза не совершается желательный намаз-ратибат. И если будет какой-либо слабый хадис, в котором говорится о желательности совершения такого намаза, то следовать ему нельзя, ибо этот хадис не подпадает под общую основу, так как есть другие хадисы, отменяющие это.

3. Следуя слабому хадису, мы должны полагать, что может быть, Пророк (мир ему и благословение) совершал или говорил это. Но 100% уверенности в этом не должно быть, дабы не причислить Пророку (мир ему и благословение) того, чего он не совершал или не говорил.

Эти условия приводит и имам Мухаммад ан-Навави Джави в комментариях к книге «Бидаят-уль-хидаят».

По мнению мухадисов, можно приводить слабый хадис без цепочки передатчиков и следовать ему, только в благих деяниях не поясняя, что он слабый, например, в рассказах, проповедях и т. п. Но в вопросах дозволенного и запретного, в вероубеждении (акида) слабому хадису следовать нельзя.

Рассказывающий слабый хадис без цепочки передатчиков не должен говорить, что действие, описываемое в нём, совершал Пророк (мир ему и благословение). Следует рассказывать слабый хадис в такой форме: «от такого-то передано такое-то» и т. п. Это же относится и к тем хадисам, относительно которых есть сомнения по поводу их достоверности.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.