Когда в коллективном намазе левая сторона ряда лучше правой

13 Апрель 2016

Известно, что вознаграждение за коллективный намаз (джамаат-намаз) превышает награду за простой намаз минимум в двадцать семь раз. Дальнейшее увеличение этого вознаграждения зависит от многих вещей, связанных с джамаат-намазом. К ним относятся: приход на намаз раньше имама, вход в мечеть до азана, соблюдение адаба по отношению к мечети и к прихожанам, стояние в первом ряду за имамом или хотя бы на правой стороне ряда и т.д. Во всяком случае, вознаграждение за предыдущий ряд будет больше чем за следующий, а также правая сторона каждого ряда ценнее левой стороны соответствующего ряда.

Ибн Хаджар об этом пишет следующее:

 وَأَفْضَلُ كُلِّ صَفٍّ يَمِينُهُ وَقَوْلُ جَمْعٍ مَنْ بِالثَّانِي أَوْ الْيَسَارِ يَسْمَعُ الْإِمَامَ وَيَرَى أَفْعَالَهُ أَفْضَلُ مِمَّنْ بِالْأَوَّلِ أَوْ الْيَمِينِ؛ لِأَنَّ الْفَضِيلَةَ الْمُتَعَلِّقَةَ بِذَاتِ الْعِبَادَةِ أَفْضَلُ مِنْ الْمُتَعَلِّقَةِ بِمَكَانِهَا مَرْدُودٌ بِأَنَّ فِي الْأَوَّلِ، وَالْيَمِينِ مِنْ صَلَاةِ اللَّهِ تَعَالَى وَمَلَائِكَتِهِ عَلَى أَهْلِهِمَا

«Для каждого ряда людей, совершающих джамаат-намаз, более ценной является его правая сторона (не считая места прямо за имамом). Однако есть группа учёных, которые утверждают что второй (и последующие) ряды ценнее, чем первый, а левая сторона любого ряда ценнее, чем правая, если оттуда, в обоих случаях лучше слышен голос имама и видны его движения, ибо преимущество, связанное с самим поклонением, выше преимущества связанного с местом поклонения. Но это мнение опровергается, ибо совершающие джамаат-намаз в первых рядах и на правой стороне ряда получают благословение Всевышнего Аллаха и Его Ангелов». (Тухфа аль-мухтадж)

Тем не менее, бывают случаи когда намаз на левой стороне становится более ценным, чем на правой стороне. Это касается случая, когда все люди встали на правую сторону ряда, а левая сторона осталась пустой, или на левой стороне значительно меньше людей. В таких случаях желательно встать на левую сторону, несмотря на то, что за правую сторону обещано благословение Аллаха и ангелов. Потому что при джамаат-намазе желательно, чтоб обе стороны рядов были равными.

Следовательно, если человек, зашедший в мечеть, обнаружит, что левая сторона ряда оставлена без внимания, то ему предпочтительнее встать на левую сторону. И если он сделает это с намерением исправить положение, то он получает больше вознаграждения, чем те, кто стоит с правой стороны.

А Имам Ас-Суйути утверждает, что в таком случае он получает двойную награду, ибо от Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

وأخرج ابن ماجه عن ابن عمر قال: قيل للنبي - صلى الله عليه وسلم - إن ميسرة المسجد تعطلت فقال النبي - صلى الله عليه وسلم: (من عمر ميسرة المسجد كتب الله له كفلين من الأجر)

Пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали: «Иногда левая часть мечети (левая сторона ряда совершающих коллективный намаз в мечети) остаётся без внимания (пустой)» Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто заполнит левую сторону (ряда) в мечети, Аллах запишет двойную награду». (Ибн Маджа)

Также от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وأخرج الطبرانى فى الكبير عن ابن عباس - رضى الله تعالى عنه - قال: قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم: (من عمر جانب المسجد الأيسر لقلة أهله فله أجران)

 «Кто бы ни заполнил левую сторону (ряда молящихся в) мечети, когда на этой стороне мало людей, он получает двойную награду». (Табарани; Аль-Кабир)

Такую же награду может получит человек, пришедший в мечеть чуть позже, но желающий совершить намаз в первом ряду. Если он, остерегаясь топтать ряды прихожан, не станет двигаться к первому ряду, а останется позади и сделает свой намаз, где получится, то он тоже получит двойную награду. Потому что от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وأخرج فى الأوسط عن ابن عباس قال: قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم: (من ترك الصف الأول مخافة أن يؤذى مسلما، ويصلى فى الصف الثانى أو الثالث ضعف له أجر الصف الأول)

 «Тот, кто оставит первый ряд (в коллективном намазе), боясь навредить молящимся, и сделает намаз во втором или третьем ряду, получит вознаграждение в два раза больше, чем за намаз в первом ряду. (Табарани; Аль-Авсат)

Поэтому, дорогие братья, не надо всегда быть такими принципиальными и идти напролом в первый ряд или во что бы ни стало держаться правой стороны ряда, ибо в некоторых случаях – а таких случаев в наших мечетях бывает предостаточно – последующие ряды оказываются лучше, чем первый, а левая сторона ряда – лучше правой.

Да вознаградит Аллах тех, кто выполняет Его предписания вдвойне и больше…