Вопрос:
Зачем после совершения фарз-намаза люди меняются друг с другом местами для совершения суннат-намаза?
Ответ:
Совершение суннат-намазов (ратибатов) после полуденного, вечернего или ночного намазов является настоятельной сунной (сунна муаккада). Если ратибаты, которые желательно совершить до обязательных намазов, по какой-либо причине не были совершены вовремя (до совершения фарз-намаза), то их можно совершить и после, если время данного намаза еще не прошло, и тогда этот ратибат считается не возмещённым, а совершённым в срок. В таком случае в намерении указывают, что это ратибат, совершаемый перед фарз-намазом.
Ратибаты лучше совершать дома, ибо они, совершенные дома, ценнее. Однако люди пришедшие в мечеть на джамаат-намаз чаще всего не возвращаются сразу домой, а те, кто и возвращается, могут по каким-либо причинам упустить совершение ратибатов дома. Поэтому в таких случаях предпочтительнее совершить их в мечети же.
Что касается того, что после совершения фарз-намаза люди меняются друг с другом местами для совершения суннат-намаза, то это является желательным действием.
Ибн Хаджар Аль-Хайтами об этом пишет следующее: «Желательно разделить ратибаты, которые совершаются перед фарз-намазами или же после них, от фарз-намазов, разговором (предпочтительно, чтобы это было поминание Аллаха) или же перемещением с того места, где человек совершил намаз, на другое место, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от их связывания (от совершения ратибатов и фарз-намазов друг за другом подряд, без перерыва), без соблюдения того, что выше указано. А между ратибатом и утренним намазом лучше всего прилечь на правый бок и тем самим разделить их». («Минхадж аль-кавим»)
Еще одна причина, по которой желательно менять место намаза после завершения вышеупомянутых намазов, заключается в том, что в Судный день каждое место, на котором человек совершал намаз, будет свидетельствовать в пользу этого человека. Также, когда умирает верующий человек, места, где он совершал поклонение, будут плакать по нему. Поэтому, чем больше будет таких мест, тем лучше.
Имам Ар-Рамали об этом сказал следующее:
«Человеку, совершающему намаз, желательно перемещаться для совершения суннат-намаза или фарз-намаза с того места, где он совершил фарз-намаз или суннат-намаз, в другое место, тем самим увеличивая места совершения земного поклона (намаза). Поистине, эти места будут свидетельствовать о его намазе в его пользу в Судный день. Также в этом есть охват наибольшего участка, на котором совершается поклонение Всевышнему Аллаху». («Нихаят аль-мухтадж»)
От Ас-Саиба ибн Язида передаётся, что однажды Му’аиия (да будет доволен им Аллах) сказал ему:
إِذَا صَلَّيْتَ الْجُمُعَةَ فَلَا تَصِلْهَا بِصَلَاةٍ حَتَّى تَكَلَّمَ أَوْ تَخْرُجَ ، فَإِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَمَرَنَا بِذَلِكَ ، أَنْ لَا تُوصَلَ صَلَاةٌ بِصَلَاةٍ حَتَّى نَتَكَلَّمَ أَوْ نَخْرُجَ
«Если ты совершил пятничный намаз, то не соединяй его с другим намазом, пока не поговоришь или не уйдешь с этого места. Ведь поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), повелел нам, чтобы мы не соединяли один намаз с другим, пока мы не поговорим или не отойдем от этого места». (Муслим)
Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, пишет: «В этом хадисе имеется довод к тому, что сказали большие учёные нашего мазхаба: для совершения ратибат-намаза и других намазов желательно переместиться с того места, где человек совершил фарз-намаз, в другое место. Лучше всего будет для этого (совершения суннат-намазов) уйти домой, а если не получается уйти домой, то желательно перейти на другое место внутри мечети или где-либо ещё, чтобы тем самим увеличить места совершения суджудов (земных поклонов), и отделить суннат-намаз от фарз-намаза. А его слова «пока мы не поговорим» свидетельствуют о том, что для разделения этих намазов достаточно и разговора, но в любом случае предпочтительным является менять место совершения намаза на другое». («Шарх Сахих Муслим»)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أيعجز أحدكم إذا صلى أن يتقدم أو يتأخر أو عن يمينه أو عن شماله
«А сможет ли кто-нибудь из вас после совершения намаза передвигаться вперед или назад, направо или налево». (Имам Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа)
В другой версии (риваяте) этого хадиса, который приводит Аль-Байхаки, говорится:
إذا أراد أحدكم أن يتطوع بعد الفريضة فليتقدم
«Когда кто-то из вас захочет совершить суннат-намаз после фарза, пусть передвигается вперед…». (Байхаки)
Другая причина, по которой стоит людям, завершившим коллективный намаз в мечети, менять место, заключается в том, чтобы у того, кто не успел присоединиться к джамаату, не сложилось впечатление, что коллективный намаз все еще продолжается.
Исходя из этих и других хадисов и всего вышеприведённого, желательно менять место совершения намаза после завершения каждого намаза, независимо от того, является этот намаз фарзом или суннатом, а человек, совершивший этот намаз, имамом, маъмумом или индивидуально совершающим намаз человеком (мунфаридом).