Лучше положить себе в рот раскалённый уголь, чем сказать эти слова

27 Январь 2024
4392

Одной из важных основ мировоззрения мусульманина является вера в предопределение. Каждый верующий знает, что всё в этом мире происходит строго по воле Всевышнего Творца и Его предопределению. Судьба и исход жизни каждого человека тоже предопределены и предписаны Всевышним.

Человеку, который искренне верит в предопределение, значительно легче уповать на Аллаха и выдержать любые испытания. Он не будет долго переживать и сожалеть, если у него что-то не получилось так, как он желал.

В каком бы положении ни оказался мусульманин, он во всём должен видеть благо, ни в коем случае нельзя паниковать. Если верующему не удалось претворить в жизнь свои планы, он не ищет виновного в своих неудачах, напротив, он говорит: «Аллах так хотел! На то была воля Всевышнего!»

Мусульманин должен всегда уповать на Всевышнего, а все свои неудачи, беды и невзгоды принимать как испытание Господа. Ведь даже в неудачах для верующего есть благо, если он ведёт себя правильно.

От Абу Яхьи Сухайба бин Синана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن : إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим, 2999)

Представьте себе, какая это радость! Мусульманин в этом мире ведёт торговлю, которая не приносит ему убытка. Всё зависит от него самого – достаточно за всё хорошее благодарить Всевышнего и достойно выдержать любые испытания. Стоить отметить, что даже блага могут стать испытанием для многих, ведь не каждый способен достойно принять достаток и благодарить за это Создателя.

Некоторые думают, что Всевышний насылает беды на неугодных Ему людей и грешников, но на самом деле испытаниям в этом мире подвергаются как грешники, так и праведники. Чем ближе к Аллаху человек, тем труднее его испытания.

Переживания и сожаления об упущенных возможностях — это одна из самых распространённых человеческих ошибок. Некоторые долго обсуждают вчерашние события, употребляя глаголы сослагательного наклонения и повторяя при этом: «Ах, если бы… ах, кабы…».

Эти слова придают речи верующего нехороший окрас. Можно решить, что он в этот момент забыл о вере в предопределении, которая является одним из столпов веры (имана).

Ведь невозможно изменить предопределение, тем более в прошлом времени. Всё, что предопределено Аллахом, записано в Хранимой Скрижали (Лавх аль-Махфузе), и поэтому оно называется предписанием.

Произнесение в таких случаях слов «если бы...» не запрещено, это не является грехом. Но эти слова открывают шайтану путь к деяниям того, кто их произносит.

Если человек говорит эти слова, сожалея об упущенной возможности совершить какое-нибудь благодеяние, отказаться от злодеяний, не проявляя неповиновения предопределению, например: «Ах, если бы я не откладывал выполнение намазов», — или: «Ах, если бы я не совершал этого греха», — это хорошо, так как это признание своей вины, сожаления и раскаяния.

Если же человек говорит: «Ах, если бы я этого не делал», — проявляя неповиновение предопределению, то это недопустимо. В таких случаях недопустимым является не само выражение «ах, если бы...», а непокорность предопределению, демонстрируемая человеком.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

احْرِصْ عَلَى مَا يَنْفَعُكَ، وَاسْتَعِنْ بِاللهِ وَلَا تَعْجَزْ، وَإِنْ أَصَابَكَ شَيْءٌ، فَلَا تَقُلْ لَوْ أَنِّي فَعَلْتُ كَانَ كَذَا وَكَذَا، وَلَكِنْ قُلْ قَدَرُ اللهِ وَمَا شَاءَ فَعَلَ، فَإِنَّ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشَّيْطَانِ

«Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости. А если постигнет тебя что-нибудь (всевозможные бедствия), то не говори: "Если бы я сделал так, было бы то-то и то-то", — а говори: "Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал", — ибо, поистине, эти "если" открывают шайтану путь к деяниям человека». (Муслим, 2664; Ибн Маджах, 4168; Ибн Хиббан, 5721)

Поэтому не нужно переживать об упущенных возможностях, вспоминать то, что уже прошло, и строить предположения: «Если бы я сделал так, было бы то-то и то-то». Поистине, мудрость Всевышнего Создателя и Его могущество выше желаний любого человека, каким бы сильным и проницательным он ни был.

Верующий не занимается обсуждением того, что уже произошло и что невозможно исправить, он во всём полагается на Всевышнего и старается в будущем не допускать подобных ошибок.

Нельзя отчаиваться, если что-то пошло не так, и тем более говорить: «Ах если бы я не сделал так, этого не произошло бы». Не нужно жить прошлым и мучить себя предположениями, ведь история не терпит сослагательного наклонения, и то, что предопределено, не обойдёт вас стороной.

От Масрука передаётся, что ‘Абдуллах Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал:

لَا يُؤْمِنُ الْعَبْدُ حَتَّى يُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ وَيَعْلَمَ أَنَّ مَا أَصَابَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَهُ , وَمَا أَخْطَأَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَهُ , وَلَئِنْ أَعَضُّ عَلَى جَمْرَةٍ حَتَّى تُطْفَأَ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ أَنْ أَقُولَ لِأَمْرٍ قَضَاهُ اللَّهُ لَيْتَهُ لَمْ يَكُنْ

«Не уверует раб божий, пока не поверит в "кадар" (предопределение) и не будет знать, что то, что постигло его, не могло обойти его стороной, а то, что обошло стороной, не могло постигнуть его! Положить себе в рот раскалённый уголёк (вцепившись в него зубами), пока он не потухнет, любимей для меня, чем говорить о том, что предрешил Аллах, такие слова: "О, если бы это не случилось"». (Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 214)

В той версии этого хадиса, которую передаёт Табарани, сообщается, что Абдуллах Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал:

لَأَنْ يَعَضَّ أَحَدُكُمْ عَلَى جَمْرَةٍ حَتَّى تَبْرُدَ، أَوْ يُمْسِكَ عَلَيْهَا حَتَّى تَبْرُدَ، خَيْرٌ مِنْ أَنْ يَقُولَ لِأَمْرٍ قَضَاهُ اللهُ لَيْتَهُ لَمْ يَكُنْ

«Положить себе в рот раскалённый уголёк (вцепившись в него зубами), пока он не остынет, лучше для вас, чем говорить о том, что предрешил Аллах: "О, если бы это не случилось"». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Кабир», 9171)

Поэтому ни в коем случае не утруждайте себя предположениями, строя планы в прошедшем времени, используя глаголы в сослагательном наклонении. Никогда не делайте сопоставлений, противоречащих действительности, используя подчинительный союз «если», особенно в сочетании с частицей «бы».

Муслим Абдулаев

 

Фото: ru.freepik.com

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.