Каждый человек без исключения обязан каяться.
Не откладывайте покаяние
на завтра. Вы же не знаете,
останетесь ли живы, когда
наступит следующий день.
Саид-афанди.
Каждый мусульманин обязан стараться очищать себя от плохих душевных качеств и приобретать хорошие качества.
А для этого обязательно нужно знать суть каждого плохого и хорошего качества и методы кропотливой работы над собой. Поэтому приобретение этих знаний является фарзом [1] для каждого. Для этого нужно много читать, думать и спрашивать.
А самым главным из этих знаний является знание о искреннем покаянии (тауба).
Достопочтенный шейх тарикатов Накшбандия и Шaзилия, удивительный, прекрасный и кристально чистый человек, сын Дагестана и духовный наставник мусульман Саид-афанди аль-Чиркави в своей книге «Сокровищница благодатных знаний» пишет о таубе (покаянии): «Даже если бы мы ежедневно на каждой странице рассказывали о покаянии, в этом была бы необходимость, и поэтому пришлось бы говорить о нём снова, ибо сколько ни говори, достаточно не будет. Да одарит Всевышний всех намерением покаяться и направит на путь истины!».
Кто может рассказать о таубе лучше великих aлимов, познавших Аллaха и получивших знания от Него, таких как имам аль-Газaли, Хасан-афанди из Кaхиба и Мухаммад Амин аль-Курди? Все они были великими шейхами и признанными наставниками мусульман.
Искреннее покаяние является началом пути для сaликов [2] и ключом к счастью для мюридов [3].
Всевышний сказал: «Аллах любит раскаявшихся в грехах и чистых от непристойного поведения людей». (сура «Аль-Бакара», аят 222)
Также Он сказал: «Раскаявшись, возвращайтесь к Аллaху. Вы получите счастье на этом и на Том свете». (сура «Ан-Нур», аят 31)
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Раскаявшийся раб — любимец Аллаха, и тот, кто совершил таубу, похож на безгрешного». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ещё заметил: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше того человека, который отправился в путешествие, положив на верховое животное всё необходимое — пищу и одежду — и, остановившись для отдыха, заснул. Проснувшись, он не обнаружил своё животное и начал искать его. Но не найдя его, усталый, голодный и отчаявшийся, лёг, чтобы умереть. Затем он проснулся и нашёл рядом своё животное со всем багажом. Поистине, Всевышний радуется раскаянию Своего верующего раба больше, чем этот человек, обнаруживший свою пропажу».
Сущность покаяния.
Сущность покаяния — это возвращение с пути, отдаляющего от Аллaха, на путь, приближающий к Нему.
Существуют следующие положения таубы:
1) начало; 2) составные части; 3) совершенство.
Начало покаяния.
Начало покаяния — это вера. Если человек истинно верит в Аллаха, он не может не сожалеть о том, что ослушался Всемогущего. Смысл этой веры — появление искры света познания Аллаха в сердце, когда человек понимает, что его грехи являются губительным ядом. Из этой искры возгорается пламя богобоязненности и огорчения из-за ослушания, и благодаря этому пламени появляется истинное желание быть осторожным и осмотрительным. Если кто-то в данный момент совершает грехи, то возникнет желание прекратить совершать их, вступив на путь, ведущий к Аллаху, а в будущем будет принято твердое решение оставить грехи. А если грехи совершены в прошлом, то он будет сожалеть об этом и сделает всё возможное для их искупления. И этим достигается совершенство.
Каждый человек без исключения обязан каяться.
Когда ты понял сущность таубы, тебе становится ясно, что она обязательна для каждого человека в любом состоянии. Поэтому же Всевышний сказал:
(Смысл) «О верующие, совершайте таубу и возвращайтесь к Аллaху [т. е. на путь приближения к Аллаху]». (сура «Ан-Нур», аят 31)
Это обязательно, потому что смысл таубы — знание о том, что грехи являются губительным ядом, а также стремление к очищению от них, и это знание является частью веры (имaна).
Почему покаяние является обязательным для каждого человека? В соответствии со своей природой человек обладает животными, звериными, сатанинскими и Божественными качествами (сифатами). От животных признаков рождаются похоть, алчность, разврат; от звериных — гнев, зависть, вражда, ненависть; от дьявольских — обман, хитрость, коварство; от Божественных — гордость, любовь к похвале, стремление к власти и всеобщему почитанию.
Все эти четыре качества растворены в характере человека, и поэтому невозможно полностью избавиться от них. От них можно спастись только с помощью света веры, идущего от разума, и Шариата.
Первое, что проявляется в человеке, — это животные качества (чревоугодие, похоть и др.). Затем проявляются такие звериные качества, как вражда и соперничество. Потом дают о себе знать дьявольские качества — обман и коварство, помогающие человеку удовлетворять свои потребности, вызванные животными и звериными качествами. Затем проявляются Божественные качества — гордость, стремление к возвышению и власти.
После совершенствуется разум, в котором проявляется свет имaна, и он принадлежит к Божественной партии и войскам ангелов. А все те, другие, качества — из войск шайтaна.
Войска разума становятся совершенными к сорокалетнему возрасту, разум развивается, начиная с совершеннолетия. А войска шайтaна опережают войска разума, главенствуют над душой, привлекают душу к плохому и тянут её за собой до тех пор, пока не восторжествует свет разума. С его приходом в душе начинается настоящая война.
Если войска разума будут слабыми и свет веры не сможет разгромить войска иблиса, руководить станут войска шайтaна и государство, т. е. сердце будет под его влиянием. Битва и соперничество между ними неизбежны.
От этого не был свободен даже наш праотец Адам (аляйхи-с-салям). Аллaх нам рассказал об Адаме (аляйхи-с-салям), чтобы мы поняли, что тауба для него была обязательной. А то, что обязательно для Адама (аляйхи-с-салям), обязательно и для его сынов. Поэтому никто не может обойтись без покаяния.
[1] Фарз — предписанная религиозная обязанность.
[2] Сaлики — идущие по пути, приближающему к Аллaху.
[3] Мюрид — человек, стремящийся познать Аллaх=а под руководством шейха.
Мухаммад Омаров.