Животные, сатанинские и Божественные качества человека

6 Июнь 2011
1820

Каждый человек без исключения обязан каяться.

Каждый человек без исключения обязан каяться.Не откладывайте покаяние
на завтра. Вы же не знаете,
останетесь ли живы, когда
наступит следующий день.


Саид-афанди.

Каждый мусульманин обязан стараться очищать себя от плохих душевных качеств и приобретать хорошие качества.

А для этого обязательно нужно знать суть каждого плохого и хорошего качества и методы кропотливой работы над собой. Поэтому приобретение этих знаний является фарзом [1] для каждого. Для этого нужно много читать, думать и спрашивать.

А самым главным из этих знаний является знание о искреннем покаянии (тауба).

Достопочтенный шейх тарикатов Накшбандия и Шaзилия, удивительный, прекрасный и кристально чистый человек, сын Дагестана и духовный наставник мусульман Саид-афанди аль-Чиркави в своей книге «Сокровищница благодатных знаний» пишет о таубе (покаянии): «Даже если бы мы ежедневно на каждой странице рассказывали о покаянии, в этом была бы необходимость, и поэтому пришлось бы говорить о нём снова, ибо сколько ни говори, достаточно не будет. Да одарит Всевышний всех намерением покаяться и направит на путь истины!».

Кто может рассказать о таубе лучше великих aлимов, познавших Аллaха и получивших знания от Него, таких как имам аль-Газaли, Хасан-афанди из Кaхиба и Мухаммад Амин аль-Курди? Все они были великими шейхами и признанными наставниками мусульман.

Искреннее покаяние является началом пути для сaликов [2] и ключом к счастью для мюридов [3].

Всевышний сказал: «Аллах любит раскаявшихся в грехах и чистых от непристойного поведения людей». (сура «Аль-Бакара», аят 222)

Также Он сказал: «Раскаявшись, возвращайтесь к Аллaху. Вы получите счастье на этом и на Том свете». (сура «Ан-Нур», аят 31)

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Раскаявшийся раб — любимец Аллаха, и тот, кто совершил таубу, похож на безгрешного». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ещё заметил: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше того человека, который отправился в путешествие, положив на верховое животное всё необходимое — пищу и одежду — и, остановившись для отдыха, заснул. Проснувшись, он не обнаружил своё животное и начал искать его. Но не найдя его, усталый, голодный и отчаявшийся, лёг, чтобы умереть. Затем он проснулся и нашёл рядом своё животное со всем багажом. Поистине, Всевышний радуется раскаянию Своего верующего раба больше, чем этот человек, обнаруживший свою пропажу».

Сущность покаяния.

Сущность покаяния — это возвращение с пути, отдаляющего от Аллaха, на путь, приближающий к Нему.

Существуют следующие положения таубы:

1) начало; 2) составные части; 3) совершенство.

Начало покаяния.

Начало покаяния — это вера. Если человек истинно верит в Аллаха, он не может не сожалеть о том, что ослушался Всемогущего. Смысл этой веры — появление искры света познания Аллаха в сердце, когда человек понимает, что его грехи являются губительным ядом. Из этой искры возгорается пламя богобоязненности и огорчения из-за ослушания, и благодаря этому пламени появляется истинное желание быть осторожным и осмотрительным. Если кто-то в данный момент совершает грехи, то возникнет желание прекратить совершать их, вступив на путь, ведущий к Аллаху, а в будущем будет принято твердое решение оставить грехи. А если грехи совершены в прошлом, то он будет сожалеть об этом и сделает всё возможное для их искупления. И этим достигается совершенство.

Каждый человек без исключения обязан каяться.

Когда ты понял сущность таубы, тебе становится ясно, что она обязательна для каждого человека в любом состоянии. Поэтому же Всевышний сказал:

(Смысл) «О верующие, совершайте таубу и возвращайтесь к Аллaху [т. е. на путь приближения к Аллаху]». (сура «Ан-Нур», аят 31)

Это обязательно, потому что смысл таубы — знание о том, что грехи являются губительным ядом, а также стремление к очищению от них, и это знание является частью веры (имaна).

Почему покаяние является обязательным для каждого человека? В соответствии со своей природой человек обладает животными, звериными, сатанинскими и Божественными качествами (сифатами). От животных признаков рождаются похоть, алчность, разврат; от звериных — гнев, зависть, вражда, ненависть; от дьявольских — обман, хитрость, коварство; от Божественных — гордость, любовь к похвале, стремление к власти и всеобщему почитанию.

Все эти четыре качества растворены в характере человека, и поэтому невозможно полностью избавиться от них. От них можно спастись только с помощью света веры, идущего от разума, и Шариата.

Первое, что проявляется в человеке, — это животные качества (чревоугодие, похоть и др.). Затем проявляются такие звериные качества, как вражда и соперничество. Потом дают о себе знать дьявольские качества — обман и коварство, помогающие человеку удовлетворять свои потребности, вызванные животными и звериными качествами. Затем проявляются Божественные качества — гордость, стремление к возвышению и власти.

После совершенствуется разум, в котором проявляется свет имaна, и он принадлежит к Божественной партии и войскам ангелов. А все те, другие, качества — из войск шайтaна.

Войска разума становятся совершенными к сорокалетнему возрасту, разум развивается, начиная с совершеннолетия. А войска шайтaна опережают войска разума, главенствуют над душой, привлекают душу к плохому и тянут её за собой до тех пор, пока не восторжествует свет разума. С его приходом в душе начинается настоящая война.

Если войска разума будут слабыми и свет веры не сможет разгромить войска иблиса, руководить станут войска шайтaна и государство, т. е. сердце будет под его влиянием. Битва и соперничество между ними неизбежны.

От этого не был свободен даже наш праотец Адам (аляйхи-с-салям). Аллaх нам рассказал об Адаме (аляйхи-с-салям), чтобы мы поняли, что тауба для него была обязательной. А то, что обязательно для Адама (аляйхи-с-салям), обязательно и для его сынов. Поэтому никто не может обойтись без покаяния.

[1] Фарз — предписанная религиозная обязанность.

[2] Сaлики — идущие по пути, приближающему к Аллaху.

[3] Мюрид — человек, стремящийся познать Аллaх=а под руководством шейха.

Мухаммад Омаров.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.