И‘тикаф – пребывание в мечети

24 Июль 2014 508

О том, как Пророк (мир ему и благословение) проводил последние десять дней месяца Рамазан

Когда подходили последние десять дней месяца [рамазан], он свертывал постель, затягивал пояс и усердно поклонялся, и вместе с ним его близкие.

(كان إذا دَخَلَ العَشْرُ الأوَاخِرُ طَوَى الفِراشَ و شَدّ المِئْزَرَ و دَأبَ و أدَأبَ أهْلَهُ)

То есть все они беспрестанно усердствовали в поклонении Аллаху, ибо на эти дни приходится лайлат аль­кадр (Ночь Предопределения), и вероятнее всего – на нечетные дни, а из нечетных дней – скорее всего на 21, 23, 25 или 27 й дни месяца рамазан. Непрерывность в совершении этого и‘тикафа [в последние десять дней рамазана] – лучше.

Если верующий даст обет совершить и‘тикаф непрерывно или примет про себя такое намерение, то его непрерывность нарушится, если он покинет мечеть без острой необходимости, например, для посещения больного, явки в суд в качестве свидетеля, присутствия на похоронах, визита [к собратьям] или обновления состояния ритуальной чистоты. Если выйдет из мечети для отправления естественных надобностей, тогда непрерывность не нарушится, и при этом ему можно совершить омовение дома. Не следует отвлекаться на посторонние заботы.

(كان صلى الله عليه و سلم لا يَخْرُجُ إلا لِحاجَةِ الإنْسانِ و لا يَسْألُ عَنِ المَريضِ إلا مارّا)

Пророк (мир ему и благословение) не выходил из мечети [в дни и‘тикафа], кроме как для естественных надобностей, и спрашивал о больных только на ходу.

Непрерывность [и‘тикафа] нарушается совокуплением и не нарушается поцелуями. Нет ничего плохого в использовании [совершающим и‘тикаф] благовоний в мечети и в заключении брака, в употреблении пищи, в погружении в сон и мытье рук в тазике. Во всем этом [верующий] иногда нуждается во время совершения непрерывного и‘тикафа. Непрерывность и‘тикафа не нарушается выставлением наружу какой­нибудь части тела.

(كان صلى الله عليه و سلم يُدْنِى رَأسَهُ فَتُرَجّلُهُ عائِشَةُ رضى الله عنها و هِىَ فى الحُجْرَةِ)

Пророк (мир ему и благословение), находясь в мечети [во время и‘тикафа], опускал голову, и ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, причесывала его, находясь в своей комнате.

Всякий раз, когда верующий выйдет из мечети для отправления естественных надобностей, то [по возвращении] ему следует заново принять намерение [для и‘тикафа], если только он вначале не принял намерение совершить и‘тикаф в течение 10 дней, к примеру. И все же лучше заново принять намерение.

Абу Хамид аль-Газали (450/1058 – 505/1111)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.