Что такое нововведение?

20 Март 2012
9837

Что такое нововведение?Вопрос: Что такое нововведение? Существует ли нововведение хорошее и плохое, бесспорное и чем-либо обусловленное?

Ответ: Слово «нововведение» (бида) в арабском языке означает: «введение чего-либо, чего не было прежде».

В Коране сказано о Всевышнем: «Создатель (бади‘у) небес и земли», т. е. Он их создал, не имея аналога им до этого.

В исламской терминологии бид‘а - это введение действия, убеждения, слова, относительно которого не имеется дозволения Законодателя в Коране, Сунне, иджм (единогласное мнение учёных) или кыясе (суждение по аналогии), или которое не подпадает под общие основы Ислама, или же введение чего-либо, не соответствующего всему этому или противоречащее ему.

Из этого определения следует, что при появлении какого-либо явления, слова или убеждения его изучают, и если на него указывает аргумент из Корана, Сунны, иджмы или кыяса, то оно признаётся дозволенным; если же на него не указывает ни одно из перечисленных доказательств, то следует определить, подпадает ли рассматриваемое под общие принципы Ислама и его основы или нет. Если подпадает, то оно также признаётся дозволенным и не является нововведением; если же не подпадает под действие перечисленных аргументов, то оно есть нововведение и заблуждение.

Основываясь на этом определении, мы можем согласовать доказательства,   предостерегающие  от  нововведений и запрещающие их, как, например, слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Вам надлежит слушать и повиноваться, даже если вами будет править эфиопский раб. Воистину, тот из вас, кто будет жить долго, станет свидетелем больших распрей, так что придерживайтесь моей сунны и сунны моих сподвижников - не отступайте от них ни на йоту. Бойтесь нововведений, потому что каждое нововведение - это заблуждение» (Абу Давуд, ат-Тирмизи) (в одной из версии хадиса добавлено: «а всякое заблуждение - в огне»), с доказательствами, дозволяющими хорошие нововведения и призывающими к ним, как слова Посланника Аллаха: «Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня» (Муслим).

Если мы посмотрим на это разделение, то увидим, что первая часть призывает закладывать хорошие обычаи и традиции, поскольку они [вытекают] из Ислама и приемлемы для его принципов, а вторая часть порицает закладывающего дурные обычаи, приводящие к греху, это и есть то нововведение и заблуждение, о котором говорится в первом хадисе.

Подобное разделение проистекает также из слов Посланника Аллаха об определении нововведения: «Дело того, кто введёт в наше дело то, что не из него, будет отвергнуто» (Муслим).

В другой версии хадиса: «Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, будет отвергнуто» (имам аль-Бухари, Муслим), поскольку этот хадис указывает, что «новое» делится на две категории:

1) новое отвергаемое - это то, что, опираясь на логику хадиса, противоречит религии;

2) новое принимаемое то, что, исходя из обратного смысла хадиса: «Любое дело того, кто совершит нечто соответствующее нашему делу, или кто введёт в наше дело то, что из него, то оно принимаемо», соответствует религии.

Под «нашим делом» в хадисе понимается религия, вне зависимости - поклонение ли это или взаимоотношения людей.

Под словом «обычай» имеется в виду «путь»; это понятие также охватывает поклонение и взаимоотношения людей. Любое новое дело, соответствующее правилам Шариата - это добрый обычай, а любое новое дело, противоречащее источникам Ислама, правилам Шариата - это нововведение и дурной обычай.

Из приведённого становится ясно, что разделение нововведений на хорошие и плохие, или же на бесспорные и чем-либо обусловленные, как это сделал аш-Шатиби в книге «аль-Итисам», или же на обязательные, желательные, запре-щённые, нежелательные и дозволенные нововведения, как это сделал Иззу ибн Абд ас-Салам - это лишь лексическое разделение.

 

Автор: Шейх Абд аль-Малик ас-Саади.
Перевод: Зайнулла Атаев.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.