Спрашивайте знающих, если вы не знаете

5 Март 2014
6608

Кто может выносить решение из Корана и хадисов? Часть вторая

Кто-то может задать провокационный вопрос: «Хоть имамы мазхабов и достигли уровня иджтихада, всё же они не пророки и могут ошибаться. А Коран – это речь Аллаха, хадисы – это слова Пророка (мир ему и благословение), и в них не может быть ошибок. Зачем же нам следовать за учёными, которые могут ошибаться, не следуя Корану и Сунне, убережённым от ошибок?».

Ответим так: да, в Коране и хадисах не может быть ошибок, а вот в нашем понимании Корана и хадисов их может быть предостаточно. Мы убедились в этом на примере, приведенном в первой части этой статьи, и таких примеров тысячи. Итак, ошибки кроются не в священных источниках, а в нас, не способных правильно понимать эти источники. Следование же учёным и муджтахидам ограждает нас от опасности ошибиться.

Во-первых, имамы этих мазхабов учились у тех, которые были учениками сподвижников, приобретавших знания непосредственно у Пророка (мир ему и благословение).

Во-вторых, имамы мазхабов – это не просто четыре человека. Это четыре человека, за которыми более тысячи лет следует вся исламская умма (община). Все – и учёные, и простой народ – единогласно придерживались и придерживаются этих мазхабов. Разве не полнейший абсурд – предлагать отказ от уже устоявшегося веками порядка и подвергать себя риску ошибки?

В-третьих, ошибка учёного, достигшего соответствующего уровня, не бывает подобной ошибке обычного учёного или простого человека. Пророк (мир ему и благословение) говорит:


إذا حكم الحاكم فاجتهد ثم أصاب فله أجران، وإذا حكم فاجتهد ثم أخطأ فله أجر، رواه مسلم، في كتاب الأقضية، في باب بيان أجر الحاكم إذا اجتهد فأصاب أو أخطأ

 

«Когда хаким выносит решение, используя иджтихад, и оказывается прав, он получает два вознаграждения. А если он выносит решение, используя свой иджтихад, и оказывается не прав, то он получает одно вознаграждение» (хадис передан Муслимом: глава о шариатских решениях, раздел разъяснения воздаяния за правильный и неправильный иджтихад хакима).

 قال النووي في "شرح مسلم" : فأما من ليس بأهل للحكم فلا يحل له الحكم ، فإن حكم فلا أجر له بل هو آثم ، ولا ينفذ حكمه ، سواء وافق الحق أم لا ؛ لأن إصابته اتفاقية ليست صادرة عن أصل شرعي فهو عاص في جميع أحكامه ، سواء وافق الصواب أم لا ، وهي مردودة كلها .

Комментируя этот хадис, имам ан-Навави пишет, что все учёные единогласны в том, что человек, который выводит решения из Корана и Сунны, не имея уровня муджтахида, впадает в грех, даже если он окажется прав, потому что это просто совпадение, а не шариатское решение. Следовательно, все его решения ошибочны, даже если они совпадут с действительностью. (См. «Шарху-ль-Муслим»)

Таким образом, мукаллид (не достигший уровня муджтахида) не имеет права следовать непосредственно Корану и Сунне. Он должен следовать одному из имамов, достигших уровня иджтихада, как это делали все признанные учёные нашей уммы.

Всевышний Аллах разделил людей на две категории: знающие и незнающие. В Коране говорится:

(قل هل يستوي الذين يعلمون والذين لا يعلمون) أي لا يستويان كما لا يستوي العالم والجاهل، سورة الزمر 9، من تفسير الجلالين 

«Сравнятся ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9). В толковании Джалалайни говорится, что невежда и учёный не могут быть равными.

В другом аяте говорится:

فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ، (سورة الأنبياء 7)  
قال القرطبي في تفسيره : لم يختلف العلماء أن العامة عليها تقليد علمائها ، وأنهم المراد بقول الله عز وجل: { فَسْئَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ } ، وأجمعوا على أن الأعمى لا بدّ له من تقليد غيره ممن يثق بتميزه بالقبلة إذا أشكلت عليه ، فكذلك من لا علم له ولا بصر بمعنى ما يدين به لا بد له من تقليد عالمه ، وكذلك لم يختلف العلماء أن العامة لا يجوز لها الفتيا ، لجهلها بالمعاني التي منها يجوز التحليل والتحريم .

«Спрашивайте знающих, если вы не знаете» (сура «Аль-Анбия», аят 7).

Толкователь Корана аль-Куртуби говорит: «Между учёными (всех четырёх мазхабов. – Прим. пер.) нет разногласий в том, что простой народ обязан следовать за своими учёными и что это подразумевается в приведённом аяте. Также нет разногласий в том, что слепой обязан следовать за осведомлённым, надёжным зрячим человеком в вопросе определения киблы (стороны, куда обращаются лицом при совершении обязательной молитвы). Точно так же с тем, кто совершает поклонение, не понимая смысла, – такой человек обязан следовать за своим учёным. Не расходятся мнения учёных и в том, что простому человеку непозволительно издавать фетвы (выносить шариатские решения, отвечать на шариатские вопросы), потому что он не знает положений, по которым можно что-то разрешить или запретить в Исламе».

Учёные имеют степени и уровни. Простой человек, не знающий ничего, следует за более осведомлённым, а тот – за простым учёным, перенявшим знания больших учёных прежних веков. Те, в свою очередь, придерживались слов и правил своих предшественников, следовавших за одним из четырёх имамов, достигших уровня иджтихада, при котором можно самостоятельно извлекать законы и решения из священных писаний. Но у этих четырёх имамов тоже были свои учителя. Они учились даже друг у друга. Имам Ахмад был учеником имама аш-Шафии, который учился у имама Малика и учеников Абу Ханифы – Абу Юсуфа и Мухаммада бин Хасана аш-Шайбани. Сам Абу Ханифа учился у Хаммада, который получал знания у сподвижников Пророка (мир ему и благословение).

Абу Ханифа также имел честь перенимать знания у некоторых сподвижников, среди которых был известный сподвижник Анас бин Малик (мир ему и благословение). Все эти имамы несколькими цепочками, посредством двух или даже одного учителя, были связаны с Пророком (мир ему и благословение). Таким образом, хотя все имамы имеют различные мнения по второстепенным вопросам, они тесно связаны друг с другом в основах и приобретении знаний.

Из всего сказанного вытекает, что знающие – это люди, достигшие такого уровня знаний, при котором они могут извлекать правильные решения из Корана и Сунны. Их называют муджтахидун мутлак (абсолютный муджтахид). Эти люди не имеют права следовать за другими и должны сами выводить решения из Корана и Сунны.

Незнающими в данном случае названы люди, которые не достигли такого уровня. Они должны следовать за теми, кто достиг уровня муджтахидун мутлак, и не имеют права самостоятельно выводить решения из Корана и Сунны. Таких людей называют мукаллид, т. е. последователями.

 К чему может привести призыв следовать только Корану и Сунне?

Если вам дадут в одну руку скальпель, а в другую – признанную всеми медиками книгу, и попросят сделать операцию самому дорогому для вас человеку, станете ли вы делать это? Причём если вокруг – множество врачей, способных легко справиться с этой операцией? Станете ли вы подвергать очевидной опасности своего любимого человека? Ответ очевиден.

Верующий человек должен осознать, что гибель его религии намного опаснее, чем гибель его тела. Человеку, который без соответствующих знаний начнёт толковать священные тексты, грозит опасность, о которой говорил Пророк (мир ему и благословение):

(من قال في القرآن برأيه فليتبوأ مقعده من النار،) رواه الترمذي ، في كتاب تفسير القرآن، باب ما جاء في الذي يفسر القرآن برأيه

«Тот, кто будет толковать Коран по своему разумению (не имея необходимых знаний), пусть готовит себе место в Аду» (передал ат-Тирмизи: глава толкования Корана, раздел о том, кто толкует Коран по своему разумению).

قال المناوي في "فيض القدير" في شرح الحديث (( اتقوا الحديث عني إلا بما علمتم ... ومن قال في القرآن برأيه )) أي من شرع في التفسير من غير أن يكون له خبرة بلغة العرب ووجوه استعمالاتها في نحو حقيقة ومجاز ومجمل ومفصل وعام وخاص وغير ذلك من علوم القرآن ومتعلقات التفسير وقوانين التأويل (( فليتبوأ مقعده من النار )) المعدة في الآخرة لأنه وإن طابق المراد بالآية فقد ارتكب أمرا فظيعا واقتحم هولا شنيعا حيث أقدم على كلام رب العالمين بغير العالمين بغير إذن الشارع ومن تكلم فيه بغير إذنه فقد أخطأ وإن أصاب

Аль-Манави в книге «Файз аль-Кадир», толкуя этот хадис, говорит: «Кто станет толковать Коран, не зная арабский язык и все его особенности и понятия, такие как прямое и косвенное, краткое и удлинённое, обобщённое и обособленное, а также коранические науки, связанные с толкованием Корана, тот пусть готовит себе место в Аду. Оно уготовано ему на том свете, даже если его толкование окажется правильным, ибо он совершил ужасную вещь и подверг себя великой опасности тем, что отважился толковать речь Господа всех миров, не используя знания учёных (не прибегая к их толкованиям), [а следовательно,] без разрешения свыше. А кто будет толковать речь Всевышнего без Его разрешения, тот считается ошибающимся, даже если [случайно] окажется прав».

Это подтверждает и хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором сказано:

  قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : (( من قال فى كتاب الله عز وجل برأيه فأصاب فقد أخطأ )) ، رواه أبو داود في كتاب العلم ، باب الكلام فى كتاب الله بغير علم :
( من قال في القرآن برأيه ) أي بما خطر في ذهنه من غير دراية بالاصول ولا خبرة بالمعقول والمنقول ( فأصاب ) أي وافق هواه الصواب دون نظر في كلام العلماء ومراجعة القوانين العلمية ( فقد أخطأ ) في حكمه على القرآن بما لم يعرف أصله وشهادته على الله بأن ذلك مراده أما من قال بدليل أو تكلم على وجه التأويل فغير داخل في هذا الخبر .

«Кто станет толковать [что-либо] из Корана по своему мнению [без необходимых знаний] и сказанное им окажется правильным, он считается ошибившимся [в своём принятом решении и сказанном слове, ведь он наговаривал на Аллаха]». (Хадис передал Абу-Давуд: глава знаний, раздел ведения разговора о Книге Аллаха без знаний. Толкование дано по книге «Файз аль-Кадир», раздел буквы «мим».)

Такая же участь ожидает и того, кто возьмётся толковать хадисы Пророка (мир ему и благословение), не имея необходимых знаний, ведь речь Пророка (мир ему и благословение) тоже является вторым по значимости священным текстом, основой законодательства в Исламе. Взявшегося толковать хадисы таким образом касаются слова Пророка (мир ему и благословение):

 (( من كذب علي فليتبوأ مقعده من النار )) ، رواه البخاري ، في كتاب العلم ، في باب إثم من كذب على النبي صلى الله عليه وسلم .
قال النووي في "شرح مسلم" ، في المقدمة :
وأما الكذب فهو عند المتكلمين من أصحابنا : الإخبار عن الشيء على خلاف ما هو ، عمدا كان أو سهوا ، هذا مذهب أهل السنة .

«Кто умышленно возведёт клевету на меня, пусть готовит себе место в Аду» (передал имам аль-Бухари: глава знаний, раздел о грехе возведения клеветы на Пророка (мир ему и благословение)).

Имам ан-Навави в предисловии к толкованию версии имама Муслима говорит: «Некоторые учёные полагают, что клеветать – значит рассказывать что-либо не так, как оно есть на самом деле, случайно или умышленно. В другой версии говорится, что если человек сделает это случайно (неосознанно), то ему не будет греха».

Согласно мнению некоторых учёных, даже если человек случайно возведёт клевету на Пророка (мир ему и благословение), он попадает в большой грех. Что касается греха, то ан-Навави говорит: «Кто умышленно возведёт клевету на Пророка (мир ему и благословение), тот считается совершившим большой грех. Если он сочтёт это дозволенным, то он впадает в неверие» (см. в начале толкования имама ан-Навави к сборнику Муслима).

Таким образом, выясняется, что из-за неправильного понимания Корана и Сунны человек может впасть в заблуждение.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.