Один день пакистанского Рамазана

26 Август 2009 647

В Пакистане законодательно запрещено есть и пить на улице во время поста, в противном случае – до конца Рамазана придется соблюдать пост в местной тюрьме

Один день пакистанского РамазанаКак и все мусульмане мира, в Пакистане тоже ждут с нетерпением наступление месяца Рамазан. В этой статье отражен маленький эпизод из жизни мусульман Пакистана во время поста.

Последняя треть ночи, но в домах потихоньку начинают загораться огни. Кто-то просыпается на дополнительный ночной намаз, кто-то, чтобы почитать Коран, хотя подавляющее большинство из просыпающихся в это время – женщины! Мужчины встают несколько позднее.

Это одна из традиций, и, тем не менее, в ней есть смысл. Большинство женщин в Пакистане занимается домашним хозяйством и днем у них есть время для отдыха. Мужчины же работают, и отдохнуть днем для них просто нереально.

Итак, предрассветное время. Вся жизни дома сосредотачивается на кухне. Скоро сухур, а его еще надо приготовить. Традиционно подаются прата (лепешки с начинкой), лассы (кисломолочный напиток) и еще какое-либо блюдо (даль, мясо, овощи) – кто что приготовил. Подавать на стол вчерашнюю еду считается неприличным и все готовится с утра. А если учесть, что в среднем пакистанском доме проживает обычно по 8-10 человек, то понятно, что готовить надо немало.

Также по утрам во двор приходят бедняки – у них далеко не всегда есть еда на сухур, поэтому они получают то же, что живущие в доме. Никакой разницы не делается.

Примерно за час до утренней молитвы оживают минареты, и с них раздается постоянное напоминание: “кушайте быстрее, до начала поста осталось столько-то минут!”. В доме обычно слышно несколько мечетей, и все они сменяют или наоборот – стараются перекричать друг друга.

В это же время пробуждается все остальная семья, дочитываются дополнительные ночные молитвы, Коран, и все дружно принимаются за еду. Особенной надобности следить за временем нет –чем ближе начало молитвы, тем громче вещают минареты. Вдруг с одного из минаретов раздается азан – остальные же при этом молчат.

И вот сухур заканчивается - с минарета звучит: “время для еды окончено”, и через пару минут начинается азан. Те же слова, что и в любой другой стране, разве что мотив более “восточный”.

pakistan_ramadan03_bМужчины редко читают намаз дома, и поэтому после азана расходятся по мечетям. Причем на намаз поднимают и детей постарше (лет с 7-8), многие из них остаются в мечети после утреннего намаза на занятия по Корану, фикху и другие, и только потом возвращаются домой, и начинают собираться в школу.

В Пакистане для младших детей есть специфический вариант поста - “чирия ураза” (“воробьиный пост”), т.е. малыш просыпается вместе с семьей на сухур, а потом держит пост столько, сколько сможет.

Ну и конечно, чем старше ребенок, тем дольше длится его пост. А когда ему удается соблюсти пост как положено - до магриба, то его поздравляют с этим достижением и дарят что-то на память об этом событии.

И, тем не менее, после восхода солнца большинство мужчин отправляется на работу, дети - в школу. Однако есть люди, которые днем вообще перестают работать. Это работники кафе и ресторанов. Во время Рамазана все места общественного питания днем закрыты, их работа начинается позднее – во второй половине дня только закупаются продукты, готовят незадолго до ифтара, а уж открываются никак не раньше азана на вечернюю молитву.

Эта практика принята не столько людьми, сколько государством. Законодательно запрещено есть и пить на улице во время поста, в противном случае – до конца Рамазана придется соблюдать пост в местной тюрьме, вне зависимости от того, хочется его соблюдать или нет.

Кто-то может сказать, что это жестоко, но так соблазн нарушить пост возникает гораздо реже. Те же, кто в силу болезни или возраста пост не соблюдают, вполне могут покушать дома, поскольку это вполне допустимо с точки зрения закона. То же касается и путешественников – в аэропортах, на железнодорожных станциях, вокзалах работают кафе, но войти туда можно только после предъявления билета.

И вот, день проходит. Приближается ифтар и в домах начинается приготовление пищи.

С минарета звучит: ”пост окончен!” и раздается азан. Как обычно – минареты стараются перекричать друг друга и призвать верующих закончить пост и совершить молитву.

Традиционно ифтар проходит в 2 этапа. После азана – финики, фрукты, местный “фрут чат” (салат из фруктов, мороженого с добавлением соли, сахара и как ни странно черного перца), молочные коктейли, сок. После этого мужчины уходят на намаз в мечеть, женщины молятся дома, а затем накрывают на стол.

После намаза на столе все, что только душа пожелает: плов, лепешки, овощи, мясо… Готовить в Пакистане любят, и перещеголять в кулинарном искусстве соседку или родственницу всегда приятно.

pakistan_ramadan03_bНа ифтар часто приглашают гостей - родственников или близких друзей. Если это не родственники, то накрывается два стола: один в женской половине дома, другой – в мужской. Для всех мужчин, кроме родственников вход на женскую половину дома запрещен.

После Магриба активизируется и жизнь города - открываются кафе, парки с аттракционами, вовсю шумит восточный базар.

Ночью раздается призыв на ночную молитву. Мужчины остаются после намаза в мечети и через некоторое время начинают читать таравих: в зависимости от мечети 8 или 20 ракаатов. Все постепенно успокаивается, чтобы уже через несколько часов проснуться от голоса с минарета, возвещающего о начале утреннего намаза.

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.