Мусульмане Осетии

31 Август 2010 1397

Мусульмане ОсетииОсетия, как известно, христианская республика, но, однако, там проживают и мусульмане: осетины дигорцы и кумыки. Недавно в нашем городе гостил житель осетинского села Кизляр ( не путать с дагестанским городом Кизляр) Абас Дациев, с которым встретился наш корреспондент и провёл интересную беседу. Подробности этой беседы о жизни мусульман Северной Осетии мы и предлагаем нашим читателям.

Абас Дациев известный у себя на малой родине человек. В прошлом педагог, автор нескольких книг по истории и культуре родного края, и на пенсии без дел не сидит, пишет статьи, занимается переводами, исследует былое, поддерживает связь с дагестанцами, считая их земляками. Кстати, Абас Салимсолтанович учился у нас и много лет проработал в дагестанских школах. С Дагестаном связь он никогда не прерывал, продолжая работать над новыми книгами, статьями, часто бывает в наших краях. Вот и на этот раз, по приезду в Махачкалу, он первым делом зашёл к друзьям учёным, побывал в архиве ДНЦ РАН. Там я с ним и познакомился в кабинете старшего научного сотрудника института ИЭА Гасана Оразаева. Такие знакомства обогащают нас новой информацией, бывает любопытно узнать о жизни живущих вдалеке земляков. Хоть и недолго продолжалась наша беседа (Абас Дациев торопился на встречу по научным делам), кое-что всё таки удалось узнать о наших братьях мусульманах из Северной Осетии.

Вначале хотелось узнать как в Осетии оказались кумыки. На моё любопытство Абас Дациев, с трепетом относящийся к истории родного края, подробно рассказал о том, что ему удалось узнать из истории кумыков Осетии. В Моздокском районе Северной Осетии компактно в трёх сёлах Кизляр, Борансув и Малгобекотар издревле проживают коренные кумыки. То что они коренные, а не пришлые подтверждают и археологические находки и исторические справки. В своё время здесь было Туманское княжество, Малая Кабарда тоже относится к этим местам, так называли эту область адыгские племена. Всего же, по переписи населения, «осетинских» кумыков насчитывается около 40 тысяч человек – вторые по численности после осетин. Здешние кумыки сунниты и в большинстве своём придерживаются ханафитского мазхаба, но есть и шафииты.

–А как насчёт тариката, есть ли у вас мюриды? – интересуюсь я.

–Альхамдулиллах есть, – говорит Абас Салимсолтанович. –Это помогает нам уберечься от ваххабитской заразы.

–А как вам на протяжении атеистических лет удалось сохранить религию, не растерять национальную самобытность?

–Мы, как народ, очень сплочённы, – говорит не без гордости Абас Салимсолтанович.– И в самые суровые годы советской власти в нашем селе хоть и подпольно не прекращалось обучение детей исламу, и никто по этому поводу «куда надо» не доносил. Мечети хоть и не работали, но знания старики детям передавали очень трепетно. Можно сказать, что большинство сельчан и в те годы, так или иначе, придерживались нашей религии. Недаром ведь в дореволюционное время в Кизляре было семь мечетей, два медресе. Народ к религии тяготел, и это качество сумел сохранить. Так и теперь у нас много молодых людей стремящихся к получению знаний.

–На учёбу заграницу тоже, наверно, отправляете?

–Теперь уже не отправляем, – говорит аксакал, поняв подтекст вопроса. – Хорошего из этого ничего не вышло. По приезду домой эти ещё дети спорили, скандалили со всеми вокруг, ни старших, ни родителей не слушались, открыто призывали к агрессии, ничего положительного не привнося. Наши старики решили, что получать знания можно и у себя на родине, например, и в Дагестане в том числе. Тарикат отрицающих мы не признаём, с такими беседуем, пытаемся убедить. Среди них бывают разные люди, конечно, и непонимающие в том числе. Много алимов высказывались в том духе, что тарикат – это стержень, за который надо держаться, чтобы не погибнуть.

–Мусульманская организация в Осетии как работает, есть ли проблемы?

–Самая большая проблема – это быстрое распространение ваххабизма, касается это в основном осетин. Видимо, у них нет иммунитета в виде тариката.

В другом плане у духовного управления неразрешимых проблем, думаю, что нет. Поездки на хадж и другие ритуальные действия проходят слаженно и организованно. Кстати, в этом году 150 наших односельчан совершили паломничество к святым местам.

–С соседями как уживаетесь?

–Как и говорил, мы сплочённые люди и соседи тоже об этом хорошо знают, – продолжает рассказ Абас Салимсолтанович. – Мы мирный и трудолюбивый народ, но не терпим несправедливости. Хоть и очень редко, но, как и везде, бывают всякие бытовые споры: то молодёжь что-нибудь не поделит, то ещё что-нибудь. Но мы себя в обиду не даём, чуть что – встаём все как один. Соседи осетины и цыгане это хорошо знают и стараются с нами не враждовать. Мы же, как учит нас ислам, соседям всячески стараемся и помочь, и выручить, и не подвести когда надо. В общем, живём мирно и дружно.

–Большое спасибо за эту беседу, надеемся ещё приедете в гости.

–Спасибо и вам, Бог даст ещё увидимся.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.